«Европейские загрязнители воздуха платят в 150 раз больше украинских» — эксперт

Поделиться:

Переложить груз финансирования декарбонизации на плательщиков налогов будет неправильным, такую позицию высказал посол Европейского Союза (ЕС) в Украине Матти Маасикас на организованной в рамках конференции YES Brainstorming дискуссии «Декарбонизация. Какой путь Украины».

«Должен платить загрязнитель. Власть должна смелее работать с этим», — отметил посол.

По его словам, плата в Украине за выбросы CO2 составляет 15 евроцентов за тонну, тогда как в ЕС — свыше EUR50.

Украинские предприниматели заявляют, что бизнес готов инвестировать в декарбонизацию, однако при поддержке государства эти усилия будут иметь больший эффект. Второй проблемой бизнес называет отсутствие достаточного доступа промышленности к дешевой низкоуглеродной и «зеленой» электроэнергии, в частности, АЭС.

Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина отметила, что для бизнеса важно получить стратегию и правительство работает над собственным украинским Зеленым курсом.Она добавила, что есть четкое понимание необходимости финансовых ресурсов для такого зеленого перехода, и это также один из приоритетов правительства.

По словам министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Романа Абрамовского, Украине уже удалось согласовать идею Украинского климатического фонда, подобного Фонду энергоэффективности, с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), а до конца сентября такое согласование может быть завершено и со Всемирным банком.

Глава Минэкологии отметил, что этот фонд может аккумулировать все экологические налоги и плату за СО2, а МФО смогут их мультиплицировать, в частности, ЕБРР говорит о мультипликаторе 4-5 раз. Абрамовский подчеркнул, что далее пойдет речь о понятных проектах длят финансирования за счет средств фонда. Одним из направлений использования средств фонда могло бы стать компенсация процентных ставок, так как в Украине они существенно выше, чем в Европе.

Как сообщалось, в ресурсном законопроекте (№5600), принятом в первом чтении, содержится предложение о повышении платы за выбросы СО2 с 10 до 30 грн за тонну.

Подробности темы рассказал старший аналитик ресурсно-аналитического центра «Общество и окружающая среда» Андрей Андрусевич в эфире телеканала «Первый Деловой».

«За тонну СО2 размер налога устанавливается Налоговым кодексом Украины. На сегодняшний день он составляет 10 гривен, то есть около 28 евроцентов за тонну. В то время как в Европе сейчас цены уже за 1 тонну составляют около 50 евро. Это в 150 раз получается разница. Искусственное подтягивание до уровня Европейского Союза практически невозможно, так как поднятие налога в среднем на выбросы парниковых газов или диоксида углерода конечно что повлечет за собой закладки этих средств в стоимость конечного продукта, потребителем которого является промышленность и население. Чем больше мы соберем налога — тем больше придется дотировать те тарифы, которые сегодня дотирует государство», — пояснил эксперт.

Старший аналитик ресурсно-аналитического центра «Общество и окружающая среда» поддержал позицию посла ЕС в Украине и заявил, что платить за выбросы CO2 должен загрязнитель. Он добавил, что это фундаментальная основа экологической политики.

«Это фундаментальная основа экологической политики и именно этот принцип мы интегрируем в свое законодательство, и мы имеем такое обязательство по Соглашению об ассоциации, чтобы именно исходя из такого принципа строилась вся система государственного управления и регулирования в сфере охраны окружающей среды. Платить должен загрязнитель», — добавил эксперт.

Напомним, ранее в Кабинете министров Украины заявили, что уровень амбиций Украины в климатической политике более глобальный, чем в ЕС. Поэтому, к 2030 году планируется уменьшить выбросы на 65%.

Также мы мы писали о том, что Украина занимает четвертое место в рейтинге стран мира по объему сокращения вредных выбросов. Этого удалось достичь благодаря деиндустриализации экономики после распада СССР.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу