Нацбанк обнародовал план мер безвыездного надзора за страховщиками в 2022 году. Об этом сообщает пресс-служба НБУ.
В этом году безвыездные надзорные исследования будут касаться, в частности, таких вопросов деятельности страховщиков, как анализ движения ОВГЗ и денежных средств; оценка качества дебиторской задолженности; оценка недвижимости, в том числе земельных участков; углубленная оценка деятельности перестраховщиков; углубленная оценка ОСГПО-страховщиков; оценка адекватности формирования страховых резервов; контроль за исполнением нормативов на каждый день; моделирование введения формулы Solvency I и новых требований к приемлемым активам.
«Тематика надзорных исследований обусловлена рядом рисков, которые на сегодняшний день обнаружены на рынке страхования. Среди них — проблемы с платежеспособностью, случаи несправедливой оценки земли и другой недвижимости, недорезервирование, предоставление недостоверной информации об объеме приемлемых активов, исполнение нормативов только на отчетную дату и т.д.», — пояснил регулятор.
Получение информации и документов будет производиться по запросам от НБУ.
Кроме того, Нацбанк для получения дополнительной информации будет проводить рабочие встречи с руководством, наблюдательными советами и акционерами страховых компаний при необходимости.
«Также регулятор может обратиться и к аудитору страховщика, Органу общественного надзора за аудиторской деятельностью и Фонду государственного имущества Украины», — говорится в сообщении.
Там рекомендовали страховщикам уже сейчас провести собственное «тестирование» по указанным выше параметрам и при необходимости разработать планы мероприятий по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства Украины.
Про ситуацию на рынке страхования после начала регулирования НБУ поговорили с директором Ассоциации страхового бизнеса Вячеславом Черняховским на телеканале «Первый Деловой».
Черняховский объяснил, как отразился на рынке тот факт, что снизилось количество участников страхового рынка: «Мы можем сравнивать определенные цифры и всегда эти цифры нужно сравнивать не отдельно, а в контексте экономической ситуации. И если мы посмотрим на экономическую ситуацию и учтем инфляционную составляющую, то увидим, что рынок практически не растет и рост осуществляется не за счет того, что увеличивается клиентская база. В основном рост произошел за счет того, что выросли платежи у этих клиентов».
«Было несколько компаний, которые действительно не активно себя вели на рынке, но они работали в своем сегменте и у них были свои клиенты, которые десятилетиями у них обслуживались. Эти компании платили налоги, платили зарплаты и, соответственно, к ним не было никаких претензий кроме того, что новые требования, которые поставили в десятки миллионов гривен дополнительного капитала просто превышали годовой оборот. Поэтому этим компаниям пришлось добровольно уйти. Их к этому просто вынудили, иначе отобрали бы лицензию из-за несоответствия показателей, а это принесло бы громадные санкции невозможности работать руководителями этих компаний в течение 5 лет на рынке и так далее», – эксперт прокомментировал ситуацию с компаниями, которые долго работали на рынке, но добровольно ушли с него.