Государство будет охотиться на активы экс — владельцев обанкротившихся банков за рубежом. Кому стоит бояться?

Поделиться:

Как известно, за период 2014-2017 гг. были признаны неплатежеспособными почти сто банков и финансовых организаций. При этом тысячи, а может и десятки тысяч рядовых и не очень украинцев потеряли свои сбережения. Некоторые потеряли последнее, кому-то повезло чуть больше, но факт остается фактом — потеряли все.

За несколько последних лет ситуация на банковском рынке Украины улучшилась, а сам он почти очистился. Украинцы постепенно снова научились доверять свои деньги отечественным банкам, а не держать их при себе. Но не стоит думать, что тот страшный банкопад кончился — нет, он продолжается и сейчас. И главная причина этого в том, что до сих пор не наказаны экс-владельцы финансовых учреждений, которые обанкротились тогда.

Сейчас выбрана стратегия и путь, по которому будут двигаться НБУ, ФГВФЛ и правительство, и этот путь нужно пройти быстрее.

Кредиты на выплаты денег вкладчикам: 111 млрд грн до 2031 года

В начале 2014 года, когда стартовал период, который позже назовут «банкопадом», ФГВФЛ после двух первых обанкротившихся банков понял, что деньги кончились, а на выплаты вкладчикам по 200 тыс. гривен нет ресурсов. Поэтому уже третий и четвертый банкроты — банки «Даниэль» и «Реал банк» — стали поводом обратиться к государству за ссудой. И НБУ предоставил Фонду 4 миллиарда.

Но дальше банки стали падать друг за другом. «Брокбизнесбанк», а с ним еще 93 финучреждения, вызвали панику и новое обращение за деньгами. ФГВФЛ попросил почти 80 миллиардов. Заем был предоставлен, но, несмотря на положение вещей и кризис, не бесплатно, и даже не на условиях льгот. Итак, Фонд получал кредиты на общих рыночных условиях, под действующие проценты. В частности, НБУ предоставил кредит под 12,5-14% годовых, тогда как правительство Украины — под 9,99-12,5% годовых.

По состоянию на январь 2019 Фонд смог рассчитаться с НБУ, а все кредитные обязательства в отношении правительства выполняет с опережением графика. При этом сопутствующие обязательства Фонда все еще превышают его активы, и то существенно.

В общем до 2031 года Фонд гарантирования вкладов населения должна выплатить почти 111 млрд гривен по правительственным займам, причем известно, что почти 64 млрд грн являются процентами по кредитам. Такая ситуация ставит под угрозу выполнение Фондом своих обязанностей, и неудивительно, что именно она стала триггером для специалистов с МВФ.

План реструктуризации долгов ФГВФЛ стал одним из требований международного партнера Украины в пределах существующего сотрудничества. И этот план разработали: в сентябре прошлого 2020-го Минфин, НБУ и ФГВФЛ договорились о том, что проценты по кредитам сойдут на нет, а тело кредита Фонд будет выплачивать только из избыточных средств, которые постепенно накапливаются. Итак, по состоянию на сентябрь 2020 года были просчитано, что Фонду для нормального функционирования достаточно будет активов, составляющих более 2,5% от гарантированной суммы всех банковских вкладов. А все, что накопится выше этой цифры, будут отдавать в бюджет в рамках погашения кредита.

При этом оказалось, что списание долгов не такое уж и безусловное, ведь Фонд должен в ответ на такое послабление организовать войну против бывших владельцев банков-банкротов с целью взыскания с них денег, которые они остались должны вкладчикам и государству.

Сейчас известно, что ФГВФЛ уже ведет судебные дела против таких горе-банкиров, но борьба, к сожалению, не всегда приводит к ожидаемым и желаемым результатам. Обычно такие процессы затягиваются во времени, ведь позиция государства неконсолидированная. Это подтверждает тот факт, что одновременно судиться с экс-банкиром могут сразу несколько правоохранительных органов Украины, и это только распыляет внимание, а не ведет к цели.

Большой откат во всех этих делах — результат скандального решения Окружного админсуда столицы о признании незаконной национализации «ПриватБанка».

Первый этап: выбраны восемь субъектов, с которыми судиться ФГВФЛ

Речь идет о восьми банках-банкротах и их прошлых владельцах. Для проведения всех юридических процессов Фонд уже объявил и провел тендеры на закупку юридических услуг. Выполнение тендеров пока не стопроцентное, но процесс идет, договоры подписываются, информация собирается и тому подобное.

Также известно, что к работе подключается и признанное в мире агентство Kroll, которое, кстати, имело прямое отношение к раскрытию схемы вывода средств из «ПриватБанка».

Константин Жеваго и «Финансы и кредит»

Банк «Финансы и кредит» был признан неплатежеспособным в сентябре 2015 года, но проблемы с выплатами денег вкладчикам начались гораздо раньше. Также во время вывода банка с рынка делались заявления о том, что большинство кредитов этим банком предоставлялась компаниям из ближнего круга самого Константина Жеваго. Поэтому с бизнесменом даже судится нацрегулятор, пытаясь взыскать кредиты, предоставленные в рамках рефинансирования банка.

По состоянию на сейчас известно, что за период с 2007 по 2014 годы оффшорная компания открыла несколько кредитных линий компаниям, которые были связаны с Жеваго, а его банк «Финансы и кредит» внес 113 млн долларов в качестве залога за них. Уже в 2015 эти деньги были списаны из банка. Вполне понятно, что залог списали сразу после того, как банк признали неплатежеспособным.

Активы Константина Жеваго будут разыскивать за пределами нашего государства. Также известно, что Жеваго — один из тех владельцев банков-банкротов, по делу которого дошло даже до обвинения. Начиная с декабря 2019-го Жеваго объявили в международный розыск, а в 2017 году был арестован ряд его активов, в частности, это имущество завода «АвтоКрАЗ», Стахановского вагоностроительного завода и «Росава».

Но главный актив Жеваго — это Полтавский ГОК, и дело в отношении него именно сейчас рассматривается в судах в Украине. Государство выигрывает, но недостаточно уверенно. В частности, в октябре 2020 года была отклонена жалоба компании Ferrexpo AG Switzerland Константина Жеваго относительно замораживания 50,3% акций ГОКа. Это сделал Апелляционный суд Киева. И сейчас государство будет пытаться идти дальше и отсудить у олигарха Жеваго не один украинский актив, а компанию, которая зарегистрирована за рубежом и является владелицей Полтавского ГОКа.

Николай Лагун и его «Дельта банк»

Как известно, государство отказало в спасении «Дельта банку», и он стал самым большим из тех, которые обанкротились. Уже в марте 2015 его признали неплатежеспособным, а для сотен тысяч вкладчиков это было неожиданностью, если не сказать хуже — шоком.

Эксперты говорят, что перед банкротством «Дельта банк» конкурировал с «ПриватБанком», ведь принадлежал к так называемым системным банкам. Поэтому Николай Лагун рассчитывал на национализацию, но отнюдь не на ликвидацию банка. При этом известно, что в этом банке также использовались схемы, а в дополнение они были гораздо изобретательнее, чем в других банках-банкротах.

Одна из них носит название «принтер», и вот почему: в «Дельта банка» печатали фальшивые SWIFT-сообщения, после чего учитывали деньги, которых не существовало в природе. Итак, фиктивные деньги на балансе — такова была схема. А тем временем вкладчики этого банка потеряли миллиарды гривен.

Позже следствие разоблачило такие «интересные» детали, как увеличение кредитных лимитов без заявления, подделка подписей клиентов, снятие средств со счетов одновременно в нескольких отделениях банков и тому подобное. После введения временной администрации выяснилось, что реальная стоимость активов банка — 29,2 миллиарда, зато заявлена —​​ втрое больше, 87,5 млрд гривен. Это показало реальный масштаб: из банка вывели две трети средств, почти 600 млн гривен.

На все активы Николая Лагуна наложен арест, ему было запрещено выезжать из Украины, при этом дело о компенсации убытков за доведение до банкротства только тлеет. А на самом деле, оно затягивается. Осложняется все тем, что активы Николая Лагуна заграницей сначала нужно разыскать, а потом отдавать дело в руки юристов, чтобы они начинали дело о взимании средств.

Андрей Онистрат и «Национальный кредит»

Банк «Национальный кредит» был признан банкротом в июне 2015 года. Есть данные, согласно которым из финучреждения незадолго до этого было выведено 600 млн гривен. На момент входа временной администрации активы банка составляли 1,9 млрд гривен, тогда как на 1 января того же 2015 они были значительно больше — 2,5 миллиарда гривен. А после проведения оценки активов сумма критически уменьшилась, ведь оказалось, что настоящие активы составляют кабы не 10% от указанной в бумагах. Итак, на июнь 2015 это было только 178 млн гривен, а не 1,2 миллиарда.

Следствие установило и схему вывода средств. В частности, в ней был задействован корреспондентский счет в одном из банков Лихтенштейна — Bank Frick & Co AG.

Андрей Онистрат был крупнейшим акционером банка «Национальный кредит», его пакет акций составлял 30,4% всех активов. Уже в 2018 году ему сообщили о подозрении в растрате почти 600 млн гривен, но сам экс-владелец банка это отрицает. А в дополнение говорит о том, что никаких активов за рубежом не имеет, поэтому не может понимать, какие поводы у ФГВФЛ могут быть для судебной тяжбы с ним.

Интересно также и то, что следствие продолжается, а сам Онистрат участвует в государственных проектах. В частности, речь идет об образовательном сериале, который выпустили в Министерстве цифровой трансформации — «Все о блокчейне, биткоине и криптовалюте», в котором Андрей Онистрат выступает в роли преподавателя.

Леонид Климов и «Имэксбанк»

Леонид Климов — известный украинский бизнесмен, владелец футбольного клуба «Черноморец», в прошлом владелец одноименного стадиона в Одессе. Именно этот его актив фигурирует в большинстве схем по выводу средств из «Имэксбанка». В частности, известно, что стадион не раз выступал обеспечением по кредитам, которые брали разные компании. Позже станет понятно, что с приближением банкротства кредитов под стадион раздавали больше и больше.

Известно, что в конце 2014 стадион «Черноморец» был залогом под общую сумму кредитов, которая достигла 8 млрд гривен, при этом его стоимость, которую объявили в мае 2015-го, составляла не более 1,5 миллиарда гривен. Продали же этот объект только с 20-й попытки, а окончательная сумма продажи составила 194 миллиона гривен. Разница, как говорится, впечатляет.

В прошлом году Нацбанк Украины достиг определенных успехов в деле против Климова. В частности, речь шла о взыскании с экс-банкира 309 млн грн в пользу нацрегулятора по кредиту рефинансирования, который получил «Имэксбанк». По состоянию на сейчас Украина будет пытаться получить средства из Леонида Климова путем взыскания с его зарубежных активов.

Сергей Курченко и «Брокбизнесбанк»

Бизнесмен Сергей Курченко, как известно, был лицом, приближенным к президенту Виктору Януковичу. «Брокбизнесбанк» признали банкротом в 2014 году, но когда начался процесс ликвидации банка, стало понятно: 95% всех кредитов, которые этот банк предоставил различным лицам и компаниям, а не обслуживались. Почти 80% из них раздали лицам, принадлежавшим к близкому кругу самого Курченко. Что удивительно: многие договоры о кредитовании даже не были обеспечены оригиналами документов. В банке действовали различные схемы, по которым деньги выводились миллионами.

Сам Курченко в феврале 2014 выехал из Украины. Вероятно он живет в Российской Федерации. Его объявили в международный розыск.

Александр Адарич и «Фидобанк»

«Фидобанк» был выведен с рынка в 2016 году. Во время этого в НБУ говорили о том, что деньги из банка выводились, однако позже это не подтвердилось. В ФГВФЛ говорят, что Александр Адарич вывел из активов миллиарда гривен, поэтому банк на самом деле «подешевел» в пять раз. То есть, разница с официальной цифрой активов и тем, что обнаружили после банкротства фактически, отличалась существенно.

Евгений Балушка и «Украинский профессиональный банк»

УПБ был признан банкротом в мае 2015 года. Владелец банка — Евгений Балушка, но раскопать это было довольно трудно, ведь между ним и банком стоял целый ряд различных компаний. Также есть информация относительно влияния на банк Анатолия Юркевича, одного из владельцев группы компаний «Милкиленд».

Перед началом процедуры выведения банка с рынка из него было выведено почти 2,5 миллиарда гривен. Дошло даже до продажи офисной техники, компьютерного оборудования и сейфов. И тут на сцене снова появляется банковское учреждение в Лихтенштейне: в июне 2015 через этот банк вывели еще 10 млн долларов, и это несмотря на все попытки НБУ и ФГВФЛ предотвратить это. Итак, «Украинский профессиональный банк» после всех этих действий подешевел в 78 раз — именно такую ​​разницу зафиксировали по сравнению с тем, какой была балансовая стоимость.

Борис Кауфман, Григорий Гуртовой и «Платинум банк»

Этот банк признали неплатежеспособным в 2017 году. И это произошло уже после громкой национализации «ПриватБанка». Владельцами банка, но неформальными, были признаны два человека: бизнесмен Борис Кауфман, совладелец «Тедис Украина», монополиста на рынке сигарет, и Григорий Гуртовой, иностранец с гражданством Израиля.

К началу вывода с рынка банк долгое время был убыточным. Этому есть много объяснений, одно из них связано с именем Екатерины Рожковой, которая позже стала заместителем главы НБУ.

Есть и данные по кредитам, которые предоставлял «Платинум барнк»: почти 100%, а точнее 95,5%, выдавались так называемым своим — лицам, которые были приближены к владельцам. Здесь также прибегали к подделке документов, другим схемам для вывода средств.

В 2020 году Фонд гарантирования вкладов подавал иск против менеджеров этого банка на общую сумму в полтора миллиарда гривен. В перечень лиц, с которыми хотел судиться ФГВФЛ, была и Екатерина Рожкова. Суд даже не начал рассмотрение дела.

Выводы

Сможет ли ФГВФЛ достичь своих целей? Остановится на восьми избранных экс-владельцах обанкротившихся банков или же пойдет дальше? На сегодня важно, что Украина пока не имеет опыта такой борьбы, имеется в виду опыт судебных дел против владельцев банков, которые были доведены до банкротства.

Также важным моментом является и то, что так называемое дело «ПриватБанка» ничем не завершилась до сих пор. Как известно, ее слушают в Высоком суде Англии и Уэльса уже более четырех лет. Итак, вывод таков: международные дела — это очень долго.

Зато такой процесс поддерживает Валерия Гонтарева, бывшая глава НБУ. Интересно, что именно во время ее каденции произошел этот банкопада. Также она отмечает, что по всем делам тишина и ничего не делается.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу