12 ноября в «Укроборонпроме» состоялась презентация результатов криминалистического (forensic) аудита в отношении определенных видов деятельности одной из крупнейших компаний концерна — ГП «Антонов». Об этом сообщили в «Укроборонпроме».
Проект forensic аудита осуществила компания Ernst & Young France с привлечением украинского офиса Ernst & Young и при технической помощи правительства Франции.
По результатам проекта аудиторы сформировали следующие рекомендации:
- Разработать новую модель корпоративного управления на предприятии, в том числе внедрить Наблюдательный совет;
- ввести трехуровневую систему линий защиты, которая должна базироваться на: улучшении управления операционной деятельностью; управлении рисками; внедрении внутренних контролей; функции комплаенс и осуществлении антикоррупционных мер на всех уровнях компании; создании независимого подразделения внутреннего аудита, который подчиняется непосредственно Наблюдательному совету;
- создать на уровне Наблюдательного Совета концерна подразделение (комплаенс-офис), который будет следить за тем, чтобы менеджмент в принятии решений действовал в интересах компании;
- на уровне Наблюдательного совета предприятия создать соответствующую структуру (комплаенс-офис) для обеспечения того, что стратегические и управленческие решения принимаются в пользу компании и с учетом интересов государства;
- создать систему мониторинга принятия стратегических решений и крупных сделок, в том числе ключевых контрактов и программ международного сотрудничества.
Результаты forensic аудита будут предоставлены для дальнейшего расследования правоохранительным органам — СБУ и НАБУ. Отчет аудита будет использован как дорожная карта для трансформации предприятия, а также как пилотная модель, в дальнейшем будет распространена на другие предприятия «Укроборонпрома» для снижения коррупционных рисков.
Подробности темы рассказал глава экспертной организации StateWatch Глеб Каневский в эфире телеканала «Первый Деловой».
По словам специалиста, главное задание аудиторов заключается в том, чтобы показать тот путь для органов управления, который будет близок к своему идеалу.
«Если учесть то, что перед действующей властью в принципе с 2019 года стоит задача провести реформу оборонного комплекса и наконец-то решить диллему касательного того, чем именно должен управлять «Укроборонпром» и я в какой это будет форме. Какая именно должна быть форма корпоративного управления в компании? Сейчас подобные рекомендации со стороны иностранных аудиторов могут как раз таки использоваться правительством для того, чтобы приблизить систему управления государственным оборонным комплексом к идеалу», — сказал специалист.
Эксперт напомнил, что ранее Украина уже взяла на себя ряд соответствующих обязательств на международном уровне и что в целом реформу поддерживают такие структуры, как НАТО.
«По-моему мнению Украина еще с 2015 года взяла на себя обязательства провести в государственном стратегическом секторе, куда также входит и «Укроборонпром» специальную реформу корпоративного управления. И то, что сейчас реформа не движется с места, не означает, что ее нужно не реализовывать вообще. Если Украина взяла на себя такие международные обязательства и у всех стран-членов НАТО такие стандарты не вызывают никакого удивления. Это для них повседневная практика», — указал специалист.
Также он отметил важность подобной реформы для Украины в контексте борьбы правительства с коррупционными схемами.
«Я уверен, что страна, которая хочет минимизировать коррупционные риски в государственном секторе должна внедрять такие стандарты», — сказал он.
Также Глеб Каневский прокомментировал вопрос того, не возникнет ли ситуация конфликта интересов при внедрении так званых комплаенс-офисов, которые ранее анонсировала компания.
«Нужно понимать, что такие офисы – это неотъемлемая часть новой системы корпоративного управления. Грубя говоря, это элемент в системе где есть Наблюдательный совет, который должен быть политически независимым и состоять из профессионалов. Каждый член Наблюдательного совета имеет право создавать свои комитеты для осуществления контроля над соответствующим предприятием. Такие комитеты должны быть рабочими. Потому что очень часто в Украине они являются просто формальными и не выполняют на должном уровне своих функций. Поэтому комплаенс-офис также должен быть активной структурой внутри предприятия, но его главная особенность – это роль обычной службы безопасности. Просто в данном случае эта структура будет подчиняться не директору компании, а Наблюдательному совету», — резюмировал эксперт, указывая, что таким образом предприятие сможет усилить свой внутренний контроль.
Он заключил, что выступает активно «за» реформу корпоративного управления в отношении «Укробронпрома». Потому что другого пути побороть коррупцию в Украине пока что нет.
Ранее в Укробронпроме признали технологическую отсталость компании, которая сложилась из-за дефицита финансирования и старых моделей работы.
По словам специалиста, сейчас компания имеет возможность развиваться только лишь благодаря реализации своего экспорта, так как внутренний рынок Украины беден и не может обеспечить нормальной прибыли для компании.