Украинцев, которые являются клиентами крупных банков, просят предоставить декларации о доходах. Получение подобных запросов клиентами одного из украинских банков подтвердили налоговые консультанты.
По их словам, банки, как правило, не имеют права требовать конкретные документы, в том числе, декларации. Их запросы, обычно, сформулированы в виде просьбы предоставить документы по существу операций на собственных счетах, или о природе таких операций.
Однако, по словам экспертов, процедура финансового мониторинга является «тонкой вещью». Отказать в обслуживании могут в случаях, когда клиент попадает в категорию «неприемлемо высокого риска для обслуживания», что, с точки зрения финансового мониторинга — речь идет о возможном отмывании денег преступным способом.
Поэтому, по словам экспертов, естественно, что банки требуют объяснений от клиентов касательно легализации или природы происхождения средств на личных счетах. Особенно, когда речь идет о больших суммах. Как пример — есть пороговые операции — 400 тысяч гривен и выше — их мониторят банки. Также обращают внимание на топологию транзакций. Если, например, клиент — не предприниматель, у него нет справки о доходах, а ежемесячно получает по 100 тысяч грн.
В таком случае банк вправе занести клиента к «оранжевому» (не «красному») списку, и требовать объяснений относительно поступлений и списаний денег.
Если банк этого не делает — это означает, что сведения о подозрительной операции отправлены в государственный финмониторинг.
Ранее сообщалось, что в Украине фиксируют рост объема вкладов граждан в платежеспособных банках. По данным Национального банка, объем гривневых депозитов в феврале увеличился на 3,5% — до 412 млрд 270 млн грн.
Напомним, что Национальный банк сообщил о новых правилах оповещения клиентов. Финучреждения должны сообщать об изменении тарифов на денежные переводы не позднее чем за 30 дней.