«Рынок авиаперевозок в Украине саморегулируется» — эксперт

Поделиться:

Основные показатели сектора авиаперевозок в Украине в последние годы достаточно быстро росли. Количество пассажиров в украинских аэропортах в 2019 году увеличилось на 18,5% – до 24,3 млн человек, в 2018 году – на 24,5%, до 20,5 млн человек. В прошлом году украинские авиакомпании выполнили 102,6 тыс. коммерческих рейсов. Это на 2,4% больше, чем годом ранее.

Причина такого бурного роста связана с получением безвиза и выходом на украинский рынок лоукостеров. В результате увеличился внутренний спрос на авиаперелеты, выросла заинтересованность авиакомпаний в расширении географии своих полетов.

Однако рост показателей слабо отражался на аэропортовой инфраструктуре, состояние которой после проведения Евро-2012 года мало изменилось. В 2017-2019 гг. Украина в глобальном рейтинге развития инфраструктуры Всемирного экономического форума по показателю «Эффективность воздушного транспорта» (по сути, отображающего качество аэродромной инфраструктуры) занимала 93-е, 94-е и 101-е места соответственно. По уровню аэропортового сообщения в 2019 году у нас была 53-я позиция.

Карантин и закрытие границ обвалили показатели отрасли. Сектор авиаперевозок оказался одним из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса и связанных с ней карантинных ограничений. Если на Западе компании отрасли получали значительную господдержку, то в Украине ничего подобного не было. За 10 месяцев текущего года пассажиропоток в аэропортах рухнул на 63,1%, до 7,65 млн чел. Украинские авиакомпании выполнили на 57,2% меньше коммерческих рейсов – 37,8 тыс. После такого удара, по прогнозам Кабинета Министров, отрасль будет выходить на докризисный уровень до 2023 года.

Подробности темы рассказал авиаспециалист Кирилл Новиков в эфире телеканала «Первый Деловой».

По словам специалиста, все подобные заявления со стороны власти не более, чем обычные предвыборные обещания в сторону украинцев.

«Сейчас компания по сути владеет лишь двумя пассажирскими бортами и одним вертолетом. Поэтому продавать имущество государственной авиакомпании, которая осуществляет перевозки первых лиц государства, а я думаю, что в каждой стране мира, даже в самых бедных странах, есть такие предприятия, которые это делают – наверное бессмысленно. Поэтому сейчас по риторике президента мы уже видим, что правительство действительно отказалось от этой идеи. Возможно там поняли, что это предприятие стоит развивать. Возможно стоит создать ему конкуренцию путем привлечения таких приватных перевозчиков, как «Роза ветров. Это моё мнение», — указал специалист.

Однако какой вообще является история обслуживания литерных полетов в Украине? Меняется ли перевозчик вместе с именем хозяина офиса на Банковой иди как именно это происходит в нашей стране?

«Перевозчик обычно остается таким же. Поскольку это государственная компания, которая имеет на своем балансе три пассажирских самолета и один вертолет. Государственное авиационное предприятие «Украина» за последние пять лет в основном перевозит именно первых лиц – самого президента Украины и его ближайших коллег. Это обычно 90% от всех рейсов. Еще примерно 10% припадает на членов Кабинета Министров и очень редко на таких самолетах везут членов украинского парламента», — сказал эксперт.

Он уточнил, что на самом деле одной из главных функций государственного авиационного предприятия «Украина» — это не только перевозка первых лиц государства, но и обеспечение таких рейсов, которые на данный момент значительно влияют на престиж государства.

«Вспомним, что тех политических заключенных, который очень долго Украина возвращала разными сложными усилиями домой, возвращали именно на бортах государственного авиационного предприятия Украина. Более того, один или два самолета принадлежат предприятию «Антонов». То есть – это национальный продукт, который мы еще и дополнительно пиарим для нашего государства за границей», — указал специалист.

На данный момент предприятие «Роза Ветров» связывают с украинским олигархом Игорем Коломойским. Сейчас она принадлежит одному из кипрских офшоров. Конечным бенефициаром компании считается Владимир Каменчук.

Стоит ли связывать нынешнее правительство с украинским олигархом и прослеживается ли тут в этом отношении лоббизм и коррупционная связь? Ведь ранее компания уже единолично участвовала в тендере на авиационные перевозки, где без какой-либо конкуренции сразу же заняла свое место под солнцем.

«Я думаю, что напрямую связывать эти два фактора не стоит, но сейчас очевидным является факт того, что все-таки это влияние было. Результатом этого влияния конечно же стало участие в перевозках именно компании «Роза ветров». Но не уверен, что результатом этого сотрудничества является именно доход компании «Роза ветров. Возможно из-за того, что компания входит в пул связанных с офисом президента людей, то к ней есть больше доверия. Понятно, что вопрос перевозки первых лиц государства – это в первую очередь вопрос безопасности. Кому бы вы лично доверили свою жизнь? Если учитывать, что небо – это конечно же место дополнительной опасности. Я думаю, что тут актуально иметь дела с теми, кому больше всего доверяешь. Но в целом сейчас компания достаточно успешно работает на рынке внутренних перевозок. В последнее время она получает все больше разрешений на полеты между городами Украины. Сейчас это дополнительный фактор, который в целом влияет на развитие авиарынка в Украине», — заключил эксперт.

По его мнению, сейчас рынок авиаперевозок в Украине самостоятельно регулируется.

Напомним, что Кабинет министров Украины намерен ввести полный локдаун на несколько недель. Об этом заявил в своем видео-обращении мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив.

По словам мэра, такой шаг приведет к катастрофе для экономики, особенно сильно локдаун ударит по малому и среднему бизнесу.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу