Изношенные электроопоры представляют угрозу для пассажиров украинской железной дороги — предупреждают в экспертной среде, ведь срок эксплуатации нынешних железобетонных опор истек как минимум 20 лет назад, сообщает «Первый Деловой».
Электрификация железной дороги проводилась в 60-70-х годах прошлого столетия. И хотя железно-бетонные опоры прочнее металлических, но многие из них уже вышли из строя и в любой момент рискуют рухнуть. Так что ситуация критическая и назрела настоятельная необходимость замены опор линий электропередач контактной сети железной дороги не локально – а по всей Украине – в кратчайшие сроки. И хотя электрификация – является одним из пунктов обновления железной дороги и в рамках общенационального проекта «Большое строительство» и объемов указанных работ – не добавляют оптимизма. Всего 500 километров в два года. При этом, по оценкам аналитиков, на это может потребоваться около 20 млрд грн. Тогда как Укрзализныця прошлый год завершила с прибылью только в полмиллиарда. Очевидно, что без кредитных денег перевозчику не обойтись.
Однако заем, о котором Укрзализныця договорилась еще 2 года назад с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком, до сих пор не потратили на электрификацию, аукцион был отменен из-за нарушений. И это не редкий случай. Лента новостей пестреет журналистскими расследованиями о том, что госперевозчик покупает продукцию для электрификации путей сообщения — опоры и шпалы — в обход тендеров, по договорной процедуре. Более того – контракты заключает даже с собственными аффилированными компаниями. При этом стоимость продукции – завышенная, а качество – сомнительное.
Хотя, согласно законодательству Украины, бюджетные закупки должны проводиться на тендерной площадке Прозорро. Однако, очевидно, чиновники министерства финансов — игнорируют украинское законодательство в погоне за сверхприбылями. Курирует финансирование Укрзализныци – заместитель министра Александр Кава. Когда-то Кава был советником тогдашнего главы «Укрзализныці» Войцеха Бальчуна. Так что, вероятно, хорошо знает многолетние коррупционные схемы, которые искоренить из госкомпании — никак не удается.
А значит и реализация амбициозных планов по масштабному обновлению железнодорожных путей – в украинских реалиях – под вопросом. Особенно учитывая постоянные коррупционные скандалы, в которые попадают чиновники государственного перевозчика.
Напомним, что Гоструда заинтересовалось трудоустройством сотрудников УЗ.
Как ранее сообщалось, эксперты считают, что УЗ и коррупция – это уже сплав, который разорвать будет очень тяжело.