Президент Владимир Зеленский подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования вопросов организации корпоративного управления в банках и других вопросов функционирования банковской системы», который Верховная Рада приняла 30 июня 2021 года.
Этот документ поможет повысить качество работы банков в Украине, будет способствовать стабильности банковского сектора и усилит защиту прав вкладчиков и других кредиторов.
Кроме того, закон имеет целью адаптацию банковского законодательства Украины к правовым нормам Европейского Союза.
В частности, он укрепляет корпоративное управление в банках путем повышения ответственности совета и правления финучреждения за принятые решения. Также расширяется перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции совета банка. В то же время устанавливаются требования к членам совета и правления банка по их коллективной годности.
Кроме того, документ внедряет трехуровневую систему внутреннего контроля банка, которая должна быть интегрирована в систему корпоративного управления. Это будет способствовать улучшению качества управления банками, включая управлением рисками.
Закон также прописывает новую структуру капитала банка, в том числе — требования к формированию буферов капитала. Устанавливаются требования по достаточности внутреннего капитала и ликвидности банка с учетом возможных рисков.
Расширяются полномочия Национального банка в области надзора.
Кроме того, совершенствуются положения по осуществлению консолидированного надзора за банковскими группами, согласования приобретения или увеличения существенного участия в банках, ужесточаются требования по лицензированию банков и акционеров.
Александр Лысенко, эксперт по корпоративному управлению Киевской школы экономики, говорит о ситуации так:
«Реформа корпоративного управления началась после Революции Достоинства. Не стоит путать ее с корпоратизацией – это разные понятия. Стартовым проектом был «Нафтогаз». Однако стоит сказать, что наши политики начали разбираться в вопросе только сейчас, к этом привел целый ряд шагов. А так, начало было положено в 2016 году с введением набсоветов, и в 2017 первый такой независимый набсовет был создан именно в «Нафтогазе»».
Протокольным решением в 2020 году были определены 15 госпредприятий (компаний), в которых реформирование должно было быть введено сразу же. На практике изменения были введены частично, полнее всего – в госбанках. Ярким примером, по словам эксперта, может служить «ПриватБанк».
«Нельзя сказать, что в других компаниях реформа не сработала. На самом деле, был сделан первый шаг, но второй почему-то не был сделан, с этим сложно. Первый же шаг – это наблюдательные советы и прибыльность. К примеру, «Укрпочта» – прибыльная. Это своего рода кейс-study для многих других», – говорит эксперт.
В целом же реформа нацелена на то, чтобы вывести госкомпании из убытков и сделать их прибыльными. Причин тому, что реформа до сих пор не заработала на полную силу, достаточно много. Одна из них, по словам эксперта – отсутствие политической воли.
Больше интересной информации на тему введения корпоративного управления, причин и поводов для срывов реформы, Александр Лысенко рассказал в эфире «Первого Делового» телеканала.