АО «Укрзализныця» по итогам 2020 года получило чистый убыток в размере 11,9 млрд грн.
«На результат АО «Укрзализныця» значительно повлияло снижение доходов от грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с 2019 годом на 10,3% и 58,3% соответственно, а также значительное колебание курсовых разниц, в результате чего получено чистого убытка от курсовых разниц в размере 5,5 млрд грн против 4,3 млрд грн чистой прибыли в 2019 году. По итогам 2020 АО «Укрзализныця» получено чистого убытка в размере 11,9 млрд грн», — говорится в сообщении компании.
Доход УЗ от реализации услуг сократился в 2020 году до 75,3 млрд грн — по сравнению с 90,4 млрд грн в 2019-м. При этом УЗ удалось сократить операционные расходы почти на 7,5 млрд грн – до 78,05 млрд грн.
Подробности темы рассказал бывший первый заместитель министра инфраструктуры Украины, директор общественной организации «Инфраструктурный совет» Владимир Шульмейстер в эфире телеканала «Первый Деловой».
«В 2019 году была прибыль в 3 млрд. Я думаю, что если правильно все посчитать, то там тоже был убыток. В прошлом году естественно ситуация с вирусом наложила свои финансовые отпечатки, особенно это отразилось на пассажирских перевозках и конечно же привело к дополнительным убыткам. В этом году ситуация скорее всего будет сопоставима с прошлым годом. Может быть финансово все будет не так драматично, но тоже ожидаются убытки», — сказал специалист.
Также он прокомментировал ситуацию с рентабельностью грузовых перевозок.
«Каждый год железная дорога теряет объемы. Ежегодно уходит примерно 1% от общего оборота именно с грузовых перевозок. Дело в тому, что у железной дороги есть три проблемы, которые в конце концов выходят на одну проблему – это проблема с управлением. И три проблемы технические. Первая — с нашей инфраструктурой, которая с каждым годом ветшает и не обслуживается. На сегодня больше 40% железнодорожной инфраструктуры просто не обслуживается своевременно, так как просто не хватает на это денег и людей. Вторая проблема – это отсутствие парков необходимых вагонов, особенно в пиковые нагрузки. И третья – самая болезненная для нас заключается в отсутствии необходимого парка локомотивов. Сейчас примерно 600 локомотивов нуждаются в капитальном ремонте, переоснащении, а также в замене двигателей и глубокой модернизации. К сожалению, сейчас на это никто не обращает внимание из управления. Поэтому, как я уже сказал, главная проблема заключается именно в нем. Там происходит просто катастрофа. Это можно сравнить с самолетом без пилотов», — рассказал о главных проблемах УЗ эксперт.
Казалось бы, что в данной ситуации правление и Наблюдательный совет компании должны были бы вмешаться и решить все критически важные моменты, однако в реальности чиновников волнует лишь собственный доход и место под солнцем.
Также специалист сказал, что сейчас в компании очень много лишних людей, которые просто не разбираются в специфике железной дороги.
«Дело в том, что правление и Наблюдательный совет УЗ заняты исключительно борьбой за власть. Они находятся на распорке между различными группами влияния, которые сидят на потоках в УЗ. Поэтому они заняты не тем, чтобы спасти железную дорогу, а тем, чтобы спасти свою пятую точку и удержать ее в кресле. Вот это основная проблема. К сожалению, внутри железной дороги у нас все меньше профессионалов и все больше просто случайных людей, которые просто не понимают реальную проблему, и которым нужно слишком много времени, чтобы разобраться в этом и начинать что-то решать. То есть на сегодняшний день железная дорога используется, как макет для тренировок огромного количества людей», — заключил эксперт.
Напомним, что специализированная антикоррупционная прокуратура не будет заниматься расследованием признаков коррупции в «Укрзализныце», о которых публично заявлял бывший руководитель компании Владимир Жмак.
Как известно, Жмак обвинил наблюдательный совет государственного перевозчика в коррупции и приложил письмо, которое, по его мнению, это подтверждает. В своем телеграмм канале он написал, что наблюдательный совет УЗ выступает заказчиком возвращения к непрозрачным тендерам, чем открывает дорогу компаниям не чистых на руку бенефициаров.