«УЗ занимает 90% рынка железнодорожных перевозок», — эксперт

Поделиться:

Частные операторы рынка железнодорожных грузоперевозок обеспокоены установлением «Укрзализныцей» минимальных ставок на использование полувагонов на голландских аукционах ProZorro.Продажі. Они просят уполномоченные госорганы дать оценку такому решению УЗ. Об этом сообщили в ассоциации «Украинский логистический альянс».

«Участники рынка расценивают решение АО «Укрзализныця» по этому поводу как демпинг и злоупотребление монопольным положением, а так же как такое, которое в дальнейшем ухудшит положение дел с обеспечением грузоотправителей подвижным составом», — говорится в сообщении.

Один из способов продать права аренды вагонов «Укрзализныци» предполагает систему голландских аукционов (на понижение). С 9 декабря прошлого года УЗ снизила минимальные ставки использования некоторых типов вагонов. С того времени минимальная ставка на полувагон составила 343 грн/вагон в сутки (ранее 602 грн без НДС).

Такая стоимость, по мнению частных операторов, не покроет эксплуатационные и ремонтные расходы на содержание вагонов, и этот бизнес станет убыточным. Таким образом, демпинг УЗ несет ряд негативных последствий для всей отрасли железнодорожных грузоперевозок.

Об этом говорим сегодня с директором консалтинговой компании William Invest Expert Виктором Медведем.

Во-первых, сразу возникает вопрос — действительно ли это демпинг со стороны главного украинского перевозчика? Является ли ли шаг «Укрзализныци» нарушением? Или это просто краткосрочные проблемы для других участников рынка?

«Сначала следует указать причины снижения стоимости использования полувагонов, — говорит Виктор Медведь. — Они связаны с уменьшением количества загруженных полувагонов «Укрзализныцей». И это тренд не только в Украине, но и в соседней Российской Федерации. Кроме того, если сравнить динамику цен в России и у нас, то там тоже цена была 1500 рублей в январе 2020 года, а в 2021 году она уже снизилась до 1000 рублей. Если перевести в гривны, то фактически речь идет о том, что в Российской Федерации те же цены, которые сегодня установлены «Укрзализныцей». И в России так же местные перевозчики жалуются. Мол, есть обязательства, лизинговые платежи, обслуживание долгов на приобретение вагонов — и многие компании могут обанкротиться».

По мнению эксперта, этот вопрос заключается в том, что крупные перевозчики — такие, как «Укрзализныця» — имеют более мощный запас финансовых ресурсов. И во время кризиса они могут более четко реагировать. Говорит Виктор Медведь и об аукционах на ProZorro. Это было спланировано еще в 2018 году. Речь идет о том, что должен был состояться эксперимент — около 5% вагонов выставили на аукцион для того, чтобы «Укрзализныця» ориентировалась в текущих предложениях рынка и корректировала стоимость сдачи своих вагонов с учетом рыночной ситуации.

«На ProZorro разработана следующая система — сообщает Виктор Медведь. — Есть три цены. Одна цена — фактическая, по которой сдали вагоны. Вторая цена — это минимальные затраты на обслуживание с минимальной нормой прибыли. И третья цена — это оптимальная стоимость для «Укрзализныци» с очень хорошей нормой рентабельности. Поэтому не может «Укрзализныця» на аукционе ProZorro сдавать вагоны себе в убыток. Но может с меньшей рентабельностью. Итак, сам механизм достаточно прозрачен».

Впрочем, говорит транспортный эксперт, возникает вопрос, насколько обоснованным является нижний порог цены «Укрзализныци», на что жалуются частные перевозчики грузов. Сегодня он все-таки ниже рыночных цен. Почему вообще главный грузоперевозчик Украины пошел на такой шаг, вызвав возмущение среди других перевозчиков и рискуя даже собственным бизнесом?

«Следует отметить, что в Украине «Укрзализныця» занимает почти 90% перевозок, — отвечает Виктор Медведь. — Поэтому говорить о рыночных ценах очень сложно. В связи с тем, что предприятие является основным игроком, влияющим на формирование всех этих цен. И от них отталкиваются частные перевозчики. В «Укрзализныце» есть обоснование, которое было еще достаточно давно опубликовано. У них есть план по достижению определенных показателей.  Они хотят выйти на показатели загруженности своих полувагонов до 65% от всех и занять долю рынка в 90%».

Итак, похоже, здесь государство не в состоянии снять напряжение между «Укрзализныцей» и частными перевозчиками — законы рынка неумолимы.

Напомним, здания вокзалов в Украине после передачи в концессию постепенно превратятся в торговые центры. Об этом рассказали в пресс-службе «Укрзализныци» со ссылкой на слова председателя правления компании Владимира Жмака.

Также ранее мы писали о том, что Одесский морвокзал уйдет в частные руки.

 

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу