5 марта должен завершиться переходный период, который был установлен Минэкономики Украины для того, чтобы компании-производители изменили подход и перешли на новый формат нанесения информации на упаковку продуктов питания. При этом бизнес не готов и говорит об отсрочке, которая необходима всем.
Указанное требование регулируется приказом Минэкономики №969 от 5 июля 2017 года. В Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) говорят так:
«Учитывая то, что в 2020 году существенно уменьшилось потребление отдельных категорий пищевых продуктов и, соответственно, упали их продажи, у компаний образовались значительные запасы упаковочных материалов. Так, если не продлить действие переходного периода, компаниям придется списывать фасованные продукты питания и упаковочные материалы в большом количестве только из-за несоответствия некоторых незначительных составляющих маркировки новым правилам».
Также в ЕБА подчеркивают, что такие потери для бизнеса могут быть существенными, а еще, как ни странно, неоправданными. Речь идет о том, что изменение надписи на упаковке затрагивает только самую этикетку, но не влияет на качество продукта, который внутри нее.
Согласно оценкам членских компаний ассоциации, в общем расходы могут достигать нескольких миллионов гривен для отдельных компаний. Следовательно, такая ситуации станет началом больших проблем в бизнес-сегменте, и это несмотря на то, что не все еще возобновили производство и продажи после локдаунов и карантинных мероприятий.
«К тому же, в условиях карантина компании столкнулись с невозможностью своевременного налаживания производственных линий. Например, проверки правильности настройки критерия количества фасованных товаров в упаковке и его отклонения от номинального значения, является обязательным в соответствии с тем же приказом Минэкономики. В частности, по информации компаний, сервисные службы, находящихся в других странах, не предлагают гарантий прибытия в Украину до окончания переходного периода для проверки работы оборудования», — добавляют в ЕБА.
Свои мысли по поводу изменений, которые пытаются отложить еще на год производители товаров из пищевой группы, высказали Татьяна Широченко, координатор комитетов ЕБА (Европейской бизнес ассоциации), и Вячеслав Быковец, гендиректор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины.
Для чего это нужно? Инициаторы отсрочка говорят о том, что речь идет о надписи на упаковке, а не о качестве. Татьяна Широченко говорит, что изменения и в самом деле касаются только надписей, но есть одно «но».
«Где-то с 2010 года изменились вкусы и взгляды покупателей, поэтому многие продукты стали покупать меньше. Зато у предприятий накопилось много лишних упаковок. Если сейчас не продлить это (отсрочить), то компаниям придется списывать как продукты, так и упаковочные материалы в значительных количествах. Это приведет к повышению цен на новую продукции», — говорит Татьяна.
Вячеслав Быковец уверен, что все эти изменения — это соблюдение требований, которые уже есть в законодательстве. Информация, которая наносится на упаковку, важна для потребителя. Кроме энергетической ценности, стоит обращать внимание на содержание соли и сахара, составляющих, которые являются аллергенами. Но проблема со стороны производителей есть — они же не закупают упаковочные материалы ежедневно или даже ежемесячно. Такие материалы закупают на год, на несколько лет, поэтому здесь будут неизбежны убытки.
«Проблема возникнет даже с продукцией, имеет долгий срок хранения. Ее можно будет поставлять в магазины», — говорит он.
В ситуации есть нюансы и проблемы. В частности, некоторые производители говорят о том, что для них это не проблема, ведь они выполнили все условия. Но есть и другие — те, которые не готовы. Одним из поводов стал карантин с его ограничительными факторами. Товаров выпускали меньше, и покупательная способность украинцев упала. На складах накапливались материалы.
По состоянию на сейчас известно, что правительство идет навстречу. В частности, Татьяна Широченко говорит о том, что в Минэкономики уже нарабатывают механизмы, но до 5 марта вряд ли успеют. Поэтому вопрос стоит так: сначала отсрочка, а затем сотрудничество по всем вопросам, которые есть у бизнеса.
Больше и подробнее о ситуации, которая сложилась с маркировкой продукции и переходом к новому стандарту, Татьяна Широченко и Вячеслав Быковец рассказали в эфире телеканала «Первый Деловой».