Карантин повлиял на множество аспектов деятельности предпринимателей и заставил уменьшить темпы деловой активности. Но вот количество обращений предприятий в Совет бизнес-омбудсмена о нарушениях госслужащих в Украине продолжает расти. В июле-сентябре 2020 года получено 439 жалоб, что на 14% больше, чем во втором квартале 2020 года.
В Совете бизнес-омбудсмена рассказали, что значительно возросло (с 138 в IV квартале 2020 до 201 в III квартале 2020) количество жалоб предпринимателей о приостановлении регистрации налоговых накладных — на 46% больше предыдущего квартала и на 118% больше аналогичного квартала 2019 года.
Также вдвое (с 13 до 22 жалоб) возросло количество обращений предпринимателей по задержкам в таможенном оформлении. Таким образом, таможенные вопросы вошли в ТОП-3 обращений бизнеса, сообщают в Совете бизнес-омбудсмена.
По данным омбудсмена, чаще всего обращались представители украинского малого и среднего бизнеса. 9 из 10 жалоб поступили от украинских предприятий, а 10% обращений подали компании с иностранными инвестициями.
Свое мнение касательно этой ситуации выразил Ярослав Грегирчак, заместитель бизнес-омбудсмена.
«С точки зрения Совета бизнес-омбудсмена, в динамике 2 и 3 квартала, проблема, которую мы видим в том, что довольно значительное количество налогоплательщиков из реального сектора экономики относятся к категории рисковых.
Налоговики, принимая решение, часто руководствуются совершенно субъективным критериям. Благо, соответствующий порядок предусмотрен постановлением 1165, где есть возможность реализовывать свои полномочия. Есть приложение к постановлению, где содержатся критерии рискованности, и является наиболее противоречивый критерий восьмой, а именно — наличие налоговой информации.
То, что попадает к нам в работу и интерпретируется налоговиками как повод применить пункт 8. Они говорят, что налогоплательщик не дает достаточную отдачу по НДС, у него мало штата, недостаточные производственные мощности и тому подобное. При всей значимости этих критериев, мы в Раде омбудсмена уверены, что система не идеальна «, — отмечает эксперт.
Известно, что Совет бизнес-омбудсмена представляет и защищает интересы бизнеса в государственных органах. Новое учреждение призвано обеспечить прозрачное ведение бизнеса в Украине.
Совет бизнес-омбудсмена финансируется из мультидонорского счета ЕБРР, который был открыт в 2014 году для создания благоприятных условий ведения бизнеса для украинских предпринимателей.
«Мы, как правило, принимаем решение, что берем жалобы в работу, мы общаемся на уровне тех шагов, которые проводим с налоговиками — это расследование, встречи, письма. Наиболее острые ситуации обсуждаем в режиме онлайн. На уровне нашей репутационной веса, мы стараемся убедить налоговиков, разблокировать налоговые накладные, или убрать налогоплательщика из списка «рисковых», — отмечает специалист.
По словам Ярослава Грегирчака, Совет бизнес-омбудсмена должен писать отчеты то темам, по сферам, которые в целом негативно характеризует качество бизнес-среду в Украине. Последний отчет Совета посвящено проблематике администрирования налогов. Там было сформирован перечень рекомендаций, как должны урегулировать эти вопросы «.
«То, что мы имеем сейчас, это уникальный с точки зрения обеспечения эффективности и независимости вариант нашей институциональной организации. На уровне наблюдательного совета является не только правительство, но и ЕБРР, 5 крупных бизнес-ассоциаций. То есть все решения принимает именно наблюдательный совет, что придает им дополнительную репутационную значимость. Поэтому конфликта интересов в коем случае нет «- резюмирует заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак.