«Тариф на распределение газа зависит от количества потребителей в населенном пункте» — эксперт

Поделиться:

НКРЭКУ рассчитала для всех облгазов тарифы на распределение газа на следующий год. Регулятор снизил тарифы в два-три раза, по сравнению с теми, которые подали облгазы в своих расчетах.

Например, АО «Херсонгаз», который при действующем тарифе в размере 1,12 грн/кубометр подавал обоснование на повышение тарифа до 3,07 грн/кубометр. Впрочем, в НКРЭКУ считают, что компании хватит и 1,8 грн/кубометр.

Не хуже аппетиты и в АО «Кировоградгаз», который находится под управлением НАК «Нафтогаз Украины». Газораспределительная компания газового монополиста подала обоснование на тариф в размере 3,15 грн/кубометр.

Это в три раза больше, чем действующий тариф на доставку — 1,04 грн/кубометр. Рассчитанный Регулятором тариф АО «Кировоградгаз» возрастет до 1,75 грн/кубометр.

Также НКРЭКУ срезала запросы операторов ГРМ, входящих в Региональную газовую компанию. Например, для АО «Львовгаз» и АО «Житомиргаз» уменьшили размер тарифа с 4,14 грн/кубометр до 1,79 грн/кубометр и 3,32 грн/кубометр до 1,82 грн/кубометр соответственно.

Большая разница между обоснованиями облгазов и утвержденными НКРЭКУ проектами объясняется тем, что в расчетах были учтены убытки предыдущих периодов. Речь идет о долгах, которые возникли в газораспределительных компаниях перед АО «Укртрансгаз» из-за убыточности тарифа и которые они должны оплатить.

НКРЭКУ в своих расчетах основывается на том, чтобы покрыть обоснованные расходы газораспределительных компаний и компенсировать убытки компаний постепенно, а не за два года.
Предотвратить рост тарифов могли бы народные депутаты, если бы приняли законопроект №3800-1, который был зарегистрирован в Верховной Раде еще в конце июля 2020 года. Он предусматривает списание долгов, которые возникли из-за убыточности тарифов на распределение. Пока же этот законопроект не принят и эти долги должны быть компенсированы через тариф на доставку газа.

Свое отношение к сложившейся ситуации выразил журналист Сергей Головнев.

«Проблема не в объемах. Тариф берется, если грубо, от количества потребителей на единицу длины сети. Если Киеве плотное население расположено на небольшой площади, то там будет тариф ниже. А на Закарпатье малая плотность потребителей на единицу длины сети. Все зависит от расходов каждого отдельного облгаза, который обслуживает сети, которыми он оперирует «, — отмечает эксперт.

Сергей Головнев считает, что сейчас НКРЕКУ приняло привязку к объемам, ведь уже в 2015-2016 годах была попытка создать абонплату. Тогда она провалилась. Однако НКРЕКУ принимала логическую схему о том, что потребитель должен платить за мощность, а не объем. Чтобы люди не были шокированы, регулятор решил вводить схем с объемом.

«Есть факты, облгазы заложили в тарифы прошлые долги. Но вопрос здесь комплексное и проблематично. Видимо, нужно повышать тарифы до нормального уровня, но одновременно надо и обеспечить отсутствие монополии при контроле этих денег.

Если бы у нас теоретически была фондовая биржа, и облгазы часть акций продавали бы там, но они не хотят этого делать. Мы понимаем, что 70% облгазов принадлежат Фирташу, поэтому повышение тарифов выглядит как набивания карманов Фирташа «, — отмечает специалист.

По словам Сергея Головнева, правительство для борьбы с долгами создал даже целый законопроект, согласно которому долги будут списаны полностью. Но пока Нафтогаз выступает против этой идеи.

«Это такой бизнес, где деньги берутся только от потребителей. Ведь все, что заплатят облгазы — это то, что заплатят бытовые потребители. На самом деле сложная ситуация, потому как ее решить, пока не знаю», — резюмировал Сергей Головнев.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу