Авиаотрасль требует господдержки

Поделиться:

Украинские аэропорты не досчитались больше миллиона пассажиров из-за карантина

Государственная авиационная служба заявила, что украинские аэропорты за первое полугодие 2020 года в связи с карантином потеряли 1,3 миллиона пассажиров. Сам же пассажиропоток упал на 67%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

«За январь — июнь 2020 года объем пассажирских перевозок украинских авиакомпаний уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 67% и составили 2 млн. человек. Международный рейсы сократились на 67,5%  и составили 1,8 млн. человек.

«Прогнозы убытков в 10-15 млрд. гривен были озвучены авиационным комитетом торгово-промышленной палаты еще в начале апреля. Но здесь есть две стороны: первая сторона это финансовые потери — недополученная прибыль и увеличенные затраты. Вторая сторона, более долгоиграющая: это те пассажиры, которых потеряли авиакомпании. И потребуются годы чтобы возвратиться к предыдущим объемом перевозок. Мы говорим о том, что возможно объем перевозок восстановится к 2024 году, но потери за эти 3-4 года нужно будет тоже наверстывать», — говорит авиаэксперт Богдан Долинце.

Вместе с тем авиаотрасль требует поддержки государства. В конце июня представители авиационной отрасли написали совместное обращение к Кабмину, Мининфраструктуры и Президенту с просьбой поддержать авиапредприятия в условиях карантина.  В Кабмине пообещали рассмотреть заявление.

По мнению Долинце, такой шаг эффективен в ЕС, но не в Украине.

«Такой опыт вряд ли применим  у нас — мы знаем, что государство не является эффективным собственником и возможно возникновение рисков вообще по существованию компании. Управление частной компании более гибкое,  там возможны принятие решений быстрее и проще. Если мы привлечем государство в управление частными компаниями, то увидим все те проблемы, которые мы видим в госкомпаниях. Если говорить о тех вариантах, которые реально обсуждаются, то мы можем говорить об отмене НДС для внутренних перевозок, что даст возможность сделать более доступными перелеты внутри страны. Возможно, это будет частичная компенсация процентов по кредитам, если компании будут обращаться в банки для пополнения оборотных средств. Это может быть и какие-то другие механизмы, связанные с сокращением авиационных сборов», — считает Долинце.

По словам эксперта, информация о подобных мероприятиях не озвучивается.

«Если ещё до коронавируса шла речь об отмене НДС для внутренних рейсов, то сейчас даже речь об этом не идет. Связано это в первую очередь с тем, что доходы в государственный бюджет снижаются, в том числе из-за снижения операционных доходов не только авиационной отрасли, но и всей промышленности. Государство не идет на поддержку отрасли, но надо учитывать, что это будет иметь долговременные последствия. Поэтому европейские авиакомпании будут быстрее выходить из кризиса и наращивать объем перевозок, как это происходит в Китае при государственной поддержке. Ведь они достаточно агрессивно поддерживали свои предприятия и начали активно выходить из кризиса. А Украина легко станет аутсайдером и у нас сформируется глубокое отставание от европейской авиаотрасли и с точки зрения конкуренции, и с точки зрения финансовой стабильности предприятий», — считает эксперт.

Сейчас в Украине широко анонсируют программу развития, по которой предусмотрена реконструкция аэродромных и терминальных комплексов, международных аэропортов Киева, Одессы, Запорожья, Днепра.

По словам Богдана Долинце, цифры, прописанные в этом документе на сегодня нереальны.

«В этот проект заложен большое количество желаний различных аэропортов, и Украина на сегодняшний день в финансовом плане не сможет потянуть все эти желания. Последние несколько лет программа исполняется точечно, в привязке к определенным вопросам. Как это было со строительством взлетно-посадочной полосы в аэропорту Одесса. Также были внесены изменения в программу, которые позволят начать реконструкцию аэропорта в городе Днепр. На самом деле, было бы правильно этот документ пересмотреть и почистить его. На сегодняшний день программа состоит из пожеланий  «за всё хорошее против всего плохого»  и не отражает государственную политику. В документе нет приоритетов развития, очередности строительства. Она не даёт ответы на вопросы:  что и когда мы будем строить и где мы на это возьмём средства. К сожалению, источников финансирования в программе нет и денег под эти программы нет», — комментирует эксперт.

Раньше шла речь о создании аналога дорожного фонда — создания авиационного инфраструктурного фонда. Поэтому остается вопрос источника финансирования этой программы.

« Возможно, в этот фонд должны идти отчисления с аэропортовых сборов. Возможно, что в этот фонд должны идти средства с акцизов и сборов с авиационного топлива, которые сейчас идут в дорожный фонд. И фактически каждый авиационный пассажир, который вылетает самолётом, оплачивает строительство наземной дороги. Этот вопрос остается открытым и, к сожалению, на него никто не отвечает», — отмечает Долинце.

 

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу