«В Украине существовал более сбалансированный подход для реструктуризации ипотечных валютных кредитов» — заместитель главы Совета НБУ

Поделиться:

Верховная Рада 13 апреля на вечернем заседании без дискуссий и обсуждения приняла во втором чтении и в целом законопроект № 4475, который заставляет банки провести конвертацию валютных ипотечных кредитов в гривневые по льготному курсу, сниженной ставке и прощением штрафов и пени. Убытки банков достигнут минимум 10 млрд грн.

За соответствующий закон проголосовали 272 депутатов, а именно 218 депутатов фракции «Слуги народа», 17 депутатов группы «Доверие», 15 депутатов фракции «ВО Батькивщина», 11 депутатов группы «За будущее», 9 внефракционных депутатов, 3 депутата «Европейской солидарности».

Закон приняли за 53 секунды: спикер Дмитрий Разумков зачитал его название, и депутаты без обсуждения его поддержали.

Поддержали депутаты и связанные с ним законопроекты № 4398 (банкротство должника по валютному кредиту без привлечения арбитражного управляющего и возможность установления в суде минимальной суммы погашения задолженности по кредиту) и № 4399 (освобождение от уплаты 18-процентного налога на доходы физических лиц с прощенного должнику кредита).

Против законопроекта № 4475 выступали НБУ и банковское сообщество, поскольку он противоречит законодательству, Конституции, а также приведет к убыткам банков.

Согласно документу, подготовленному ко второму чтению, банк или новый кредитор, которому был продан долг, обязаны реструктуризировать валютный ипотечный кредит по первому требованию заемщика.

Обязательной реструктуризации подлежат кредиты, по которым не было просрочки на 1 января 2014 года (то есть по которым заемщики платили при курсе 8 грн/доллар), при условии, что площадь жилья не превышает установленные депутатами «социальные» нормы – до 140 кв. м для квартир и 250 кв. м – для зданий.

Текущая неуплаченная сумма валютных кредитов заемщиков будет конвертирована в гривневые по среднему курсу между датой получения кредита (условные 5,05 грн/доллар) и курсу на день реструктуризации (условные 28 грн/доллар), то есть примерно по 16,5 грн/доллар.

Какие последствия могут быть для банковской системы Украины? Подробности темы рассказали народный депутат Украины девятого созыва и по совместительству инициатор одного из законопроектов Тарас Тарасенко и заместитель главы Совета НБУ Василий Фурман в эфире телеканала «Первый Деловой».

«В этом ракурсе нужно понимать, что государство должно заботиться, как про своих людей, так и о бизнесе. Поэтому при написании законопроектов, я искал ряд моделей, которые могли бы учесть и желания бизнеса, и соответствующую заботу о людях. Касательно закона №4485 о принудительной реструктуризации – эта проблема действительно мало обговаривалась. Но обговорить это я пытался на протяжении года и предлагал конкретную модель бизнес-ассоциациям. Я говорил о том, что можно предложить свои варианты касательно того, как разрешить этот вопрос. Но к сожалению, пока Комитет ВР все-таки не принял этот закон в первом чтении, никто из вне никаких предложений по данной инициативе не озвучивал. Поэтому сейчас бизнесу не нужно говорить о том, что это якобы не обсуждалось. Мы ведь не можем рассматривать позицию ультиматума: «давайте выселим людей и вообще забудем о их правах» — таким образом создавая социальную проблему. У нас мораторий на принудительную реструктуризацию существовал с 2014 года, но на самом деле большая часть валютных долгов у нас с 2008 года. В этом законе государство фактически берет на себя роль арбитра, поскольку ни должники, ни их банки не могут между собой достигнуть общих договоренностей», — прокомментировал специалист.

При этом Национальный банк Украины не поддержал данную инициативу и публично раскритиковал закон.

«У нас действительно есть официальное заявление со стороны Национального банка Украины, который говорил о том, что такая реструктуризация должна происходить на рыночных сбалансированных условиях. Нацбанк говорил о том, что этот механизм уже фактически отрегулирован действующим законодательством. И если бы мораторий по этому делу был снят, то этот вопрос и в дальнейшем регулировался. У нас в Кодексе «о банкротстве» прописано, что если физическое лицо не имеет достаточное количество средств, то они через механизм банкротства могло бы решить этот вопрос. При этом то минимальное количество жилой площади размером в 60 кв. метров украинцы могли бы все равно сохранить. В НБУ считают, что в данном контексте — это был бы более сбалансированный подход. Текущая проблема ведь не только исключительно украинская. В начале 2000 годов с подобными проблемами сталкивались также страны, как Польша и Венгрия. Просто тогда те государства смогли достаточно быстро решить этот вопрос. У нас же этот вопрос был максимально заполитизирован и из-за мораториев у нас по сути с 2009 года и по сей день для многих валютных должников – ситуация все еще не решилась. В прошлые годы коммерческие банки Украины всегда шли навстречу валютным должника, четко понимая данную проблематику. Как правило, банки легко списывали и штрафы, и пеню, и даже использовали дисконт в более, чем 50%. Вопрос был лишь в том, чтобы у физического лица вообще было желание выплачивать этот кредит», — сказал представитель НБУ.

Ранее в эфире «Первого Делового» партнер адвокатского объединения «Uniminds»Дмитрий Онученко оценил данный закон неоднозначно. Ведь с одной стороны – это хорошо, когда государство ищет выход из тех ситуаций, которые очень сложно решить.

Однако с другой стороны, сейчас это больше выглядит как популизм. Ведь обществу хочется верить, что власть о нем не забыла и помогает, но в реальности этой помощью смогут воспользоваться лишь единицы – в своем большинстве люди самостоятельно нашли выход из кризиса тех лет.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу