«Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива построено на деньги западных доноров», – эксперт

Поделиться:

«Энергоатом» завершил строительство первого пускового комплекса Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). Строительство завершено в сроки, определенные правительством в 2017 году. До 2040 года «Энергоатом» построит еще 14 подобных пусковых комплексов.

Все сооружения ЦХОЯТ готовы к приему отработанного ядерного топлива, первая партия которого будет загружена в хранилище в мае 2021 года. До постройки ЦХОЯТ Украина вывозила отработанное топливо трех атомных станций – Хмельницкой, Ровенской и Южно-Украинской – в Россию, что обходилось в $200 млн ежегодно. Теперь такой необходимости нет, уверяют в «Энергоатоме».

В хранилище отработанное топливо будет храниться около 100 лет, в течение которых ожидается создание новых технологий по обращениюНАЭК с ядерными отходами.

Отработанное топливо хранится в ЦХОЯТ по технологии, специально разработанной для Украины компанией Holtec International: хранение в среде инертного газа в контейнерах с пассивным воздушным охлаждением.

В ЦХОЯТ будут хранитсья отработанные отходы только украинских АЭС. Хранение отходов зарубежных станций запрещено законодательством Украины и противоречит рекомендациям МАГАТЭ.

По оценкам экспертов МАГАТЭ, украинское ЦХОЯТ не будет иметь никакого негативного влияния на окружающую среду и грунтовые воды даже в случае непредвиденной аварии. Прочность конструкции прошла моделированное испытание на экстремальные ситуации: пожар, взрыв, землетрясение и падение самолета.

Александр Бондаренко, активист, правозащитник, сказал о том, что проблемных вопросов для запуска в эксплуатацию этого комплекса много. При этом оценил работу «Укрзализныци» соответствующим образом. Подъездных путей нет.

«Эти объекты, все же, строились за деньги западных доноров. То, что там превышение сметы – это однозначно. Не могло там этого не быть. В целом же, это было хорошо освоенная территория. Раньше там ходил поезд Хмельницкий – Москва, и он не только возил людей, но также и продуктовый вагон. Там же было и паровозное депо. Территория освоена, но на сегодня это зона отчуждения», – напомнил эксперт.

30 лет эта железнодорожная ветка не обслуживалась. Сейчас это похоже на апокалиптический пейзаж. Между рельсами и шпалами растут деревья. То есть, все это надо расчистить, потом уже оценить масштаб работ, а уже потом начинаются сами работы.

Также важно учитывать и тот факт, что это наиболее загрязненная часть чернобыльской зоны. Люди работали в зоне радиации, с ними «Укрзализныця» поступила так же, как с российскими военными на Донбассе – «их там нет».

«Это просто геноцид! Люди не знали о загрязненности, не знали, что они будут работать в зоне», – говорит эксперт.

На самом деле, подъездной путь построить могут или самоубийцы, или люди в скафандрах. Эксперт говорит о том, что людей набирали на работу обманом…

Больше информации о строительстве железнодорожной ветки и хранилища ядерных отходов Александр Бондаренко дал в эфире «Первого Делового».

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу