«Внешэкономбанк» пошел по пути банкротства Индустриального Союза Донбасса» — Сергей Тарута

Поделиться:

Сооснователь и акционер Индустриального Союза Донбасса Сергей Тарута считает, что ИСД намеренно банкротят россияне.

Так, за люксембургской компанией Indumet SA, инициировавшей процедуру банкротства корпорации Индустриальный Союз Донбасса (ИСД), стоит государственная корпорация развития России ВЭБ (ранее Внешэкономбанк).

Корпорация ИСД основана в 1995 году. В нее входили Алчевский МК, Алчевский коксохим (оба Луганская обл.) и Днепровский МК (Днепропетровская обл.), металлургические заводы ISD-Huta Czestochowa (Польша) и ISD-Dunafer (Венгрии).

В феврале 2020-го Киевский апелляционный суд обязал ИСД выплатить $350 млн компании Indumet, которая скупила долги корпорации ИСД перед западными банками.

Что привело компанию к убыточности? Подробности темы рассказал сооснователь Индустриального Союза Донбасса Сергей Тарута в эфире телеканала «Первый Деловой».

«Есть определенная юридическая история, где действительно изначально речь шла не о хозяйственном субъекте, а об общественном, который помог рассчитаться за газ. К сожалению, после того как Украина стала самостоятельной, были нарушены связи и много предприятий, в том числе и из Донецкой области, поставляли свои товары за энергоресурсы. Это был бешеный бартер и фактически даже не было реальных денег для того, чтобы платить зарплаты. Поэтому идеология ИСД была очень понятной. Было решено сделать определенную структуру, которая принимала бы газ, и которая, на основании агентских или комиссионных соглашений, давала бы деньги другим предприятиям. Тогда все деньги из области шли бы на выплату зарплат другим предприятиям», — указал эксперт.

Как известно, один раз ИСД уже был на гране банкротства. По словам ее основателя, такой период действительно был.

«До 1999 года мы практически работали лишь на деньги для выплаты зарплат. Но потом мы стали активно спасать предприятие от банкротства. Мы предлагали финансовую стабильность и договорились с основными потребителями газа, что они нам дают газ в рассрочку на пол года. И потом оборотный финансовый ресурс мы использовали так, чтобы в конечном итоге рассчитаться со всеми предприятиями газа», — указал специалист.

Он рассказал, что компания начала брать кредиты фактически с 2000-2001 годов.

«В истории корпорации было много моментов, где фактически мы были на гране банкротства. Это был еще 1996 год, когда к нам приехала команда и по указанию Лазаренко насчитала нам убытки в 130 млн, которых в реальности не было. Но нам все равно тогда пришлось целый год от этого отбиваться и доказывать, что этих убытков у нас реально не было. Относительно 2008 года – тогда у корпорации не было политического ресурса или же другого ресурса. А была только ее репутация, под которую мне давали деньги. Большие компании и большие финансовые учреждения, в том числе и Всемирный банк через свои дочерние компании  дал две кредитные линии в 700 млн. Это были быстрые и дешевые деньги, фактически лучший для нас финансовый пакет на то время. В то время обычно компаниям давали такие кредиты для быстрого развития. Тем более наше предприятие было абсолютно прозрачным и мы были в «белом листе» всех финансовых учреждений», — рассказал о становлении компании ее сооснователь.

На данный момент компания дотируется российскими инвесторами. Точнее об этом ходит очень много слухов со стороны украинских СМИ.

«В 2008 году мы договорились с банками о реструктуризации и нормально с ними сотрудничали. Но тогда третий наш партнер сказал, что больше не хочет инвестировать деньги в развитие компании и хотел бы продать часть своих активов. Тогда мы стали искать потенциального покупателя. Так сложилось, что ни у меня, ни у моего партнера Олега Мкртчяна не было денег для того, чтобы купить эти активы – мы все вложили в развитие компании. Тогда мы собирались интегрироваться в «Евраз», но начался кризис и мы не смогли объединиться. Потом мы стали искать другого партнера. И после приобретения российской компанией «Внешэкономбанка», мы стали вести переговоры с ним и договорились, что банк будет инвестировать в корпорацию. Он дал нам кредит на выкуп активов у нашего партнера и на соответствующее реинвестирование компании. При этом у самого банка были свои условия – получить контрольный пакет компании. Однако сам договор был сформирован таким образом, что банк выходил не собственником, а лишь кредитором. Также у нас появились две проблемы: основная из них заключалась в том, что у нас нет своего сырья – железной руды. Это все была внешняя политика государства и мы понимали, что с приходом Януковича к власти нам понадобиться какая-то внешняя защита. Мне тогда приходилось даже привозить руду из Бразилии для того, что противодействовать украинским или российским монополиям», — поделился Тарута.

Другими словами, юридически банк нигде не фигурировал, как основатель ИСД.

«Со временем я уже не влиял на дела компании. Вот тогда у нее и начались проблемы, потому что «Внешэкономбанк» — это бюрократическое учреждение, для которого лучше вообще ничего не делать, чем нести ответственность за принятые решения. Когда мы подписывали соглашение мы, договорились о том, что банк продолжит программу инвестирования. Я согласился на многое для того, чтобы докапитализировать компанию и уберечь ее от наездов власти. Но к сожалению новый менеджмент был неэффективным, а сам банк пошел по совершенно иному пути. Они решили, что им здесь украинский акционерный партнер — не нужен, и они скупят все, а потом путем банкротства полностью возьмут под контроль все активы компании», — пояснил эксперт.

Как сообщалось ранее, Хозяйственный суд Днепропетровской области открыл производство, в центре которого банкротство одной из компаний концерна «Богдан».

Напомним, что концерн принадлежит Олегу Гладковскому, бывшему первому заместителю СНБО во время президентства Петра Порошенко.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу