Верховная Рада Украины 18 февраля приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает разовую доступную растаможку для авто на еврономерах по 1 тыс. евро. Это касается ввозимых в Украину автомобилей до 1 января 2021 года.
Растаможка авто в соответствии с действующим законодательством требует предъявления соответствующей документации и не исключает возможность дальнейшей проверки – законно ли были вывезены эти автомобили из Польши, Латвии, Литвы и других европейских стран.
В финкомитете отметили, что на этой неделе будет внесено два законопроекта об изменениях в Таможенном и Налоговом Кодексах, которые изменяют подход к растаможиванию евроблях.
По словам парламентариев, автомобилей, которые въехали в Украину до 31 декабря 2020 года и нарушили таможенные правила, насчитывается около 400 тысяч – 500 тысяч штук.
Свое мнение относительно этой ситуации высказал адвокат Ярослав Гришин. В частности, эксперт считает, чтобы законы о регистрации машин на европейских номерах реально заработали — большую роль играет коммуникация обеих сторон: со стороны власти и владельцев авто на еврономерах.
«В Израиле, когда принимали аналогичные законы, которые были в обществе непопулярны по акцизу на авто в частности — очень большая роль отводится коммуникации. То есть у нас есть президент, правительство, председатель Верховной Рады, председатели профильных комитетов с одной стороны, государственные институты, органы государственной власти, и есть «Автоевросила» и различные лидеры общественного мнения. Их надо вызвать и договариваться о том, что нужно платить, поощрять, и вести с ними диалог до тех пор, пока они не подпишут меморандум политический. Они должны прийти к согласию и показать собственным примером, что эта история должна заработать. Чтобы законы не остались мертвыми нормами, чтобы декларативные нормы стали реальными, чтобы люди начали платить. Здесь очень важна роль коммуникации, поощрения», — отметил эксперт.
Также он считает, что без финансового обоснования принимать закон нельзя, нужно поработать качественно в комитетах, занести законопроект на обсуждение.
«Экономику не трудно рассчитывать, если мы говорим, что с одной машины примерно тысяча евро и умножить на 500 тысяч автомобилей, то это сумма 500 миллионов евро. Это очень весомая сумма, и она может подставить плечо для бюджета, для большого строительства, детских садов, школ…», — резюмировал специалист.