В Украине существует отдельно созданная электронная система «Прозоро», которая осуществляет контроль в сфере проведения отечественных тендеров, охватывающих и строительство дорог. Однако является ли она панацеей от преступных сделок коррупционеров? Об этом рассказал основатель ОО «Наши деньги» Юрий Николов в эфире телеканала «Первый деловой».
«Сама электронная система «Прозоро» не является панацеей и даже не является каким-либо значимым инструментом для борьбы с коррупцией», — считает эксперт, добавляя, что с преступностью должны в первую очередь бороться правоохранительные органы, потому что функция вышеупомянутой системы заключается совершенно в другом.
Как рассказал Николов, система просто помогает украинцам видеть, что творят чиновники в том же Укравтодоре, когда вступают в преступные схемы со своими приспешниками. В Украине же есть другой орган, способный навести порядок в этой сфере деятельности – это антимонопольной комитет, который совсем недавно раскрыл крупную схему на Черниговщине, которая по своему масштабу охватывала сотни миллионов гривен.
Тогда две отечественные компании разыграли между собой крупный тендер на сумму в 103 миллиона гривен, почти не конкурируя ставками и позволяя одной из них выиграть с минимальным повышением изначальной цены.
Как прокомментировал такую преступную сделку Николов, в Украине давно уже существует определенная схема между Черниговской и Закарпатской компаниями, которые приходят к друг-другу на тендер и помогают заключить выгодный контракт.
«Формальное условие о том, что на тендере должно быть не менее двух конкурентов – выполнено», — поведал эксперт, акцентируя, что после соблюдения буквы закона компании устраивают между собой братскую дележку финансовой выгоды.
Более того, иногда к таким манипуляциям присоединяются и представители «Укравтодора», которые просто убирают с шахматной доски другие случайные компании, которые могли бы помешать проведению такого «прозрачного и честного» тендера.
«Если в Укравтодоре сразу сформировали ожидаемую стоимость тендера, как они это всегда и делают по закону, то они просто вписывают стоимость ремонта дорог с учетом огромных затрат, будто бы эти дороги будут строится из бриллиантового асфальта. Поэтому появление нормальных строительных компаний со своими материалами, кончено же опустит эту цену, а это не всегда входит в планы определенных игроков», — рассказал Николов, резюмируя, что поэтому чаще всего в Украине просто убирают лишнюю конкуренцию, мгновенно находя для этого множество причин и аргументов.
Как сообщалось ранее, программа «Большая стройка», анонсированная еще правительством Алексея Гончарука, должна была стартовать в Украине 1 марта. С тех пор многое поменялось: правительство экс-премьера уже не у власти, страна на карантине, а дефицит бюджета Украины продолжает расти. На что может рассчитывать государство в дальнейшем?