«Строительство дорог в Украине легально превратилось в картель», — эксперт

Поделиться:

За последние два года бюджет «на дороги» вырос в три раза. В следующем году он превысит бюджет Минобороны, и может сравниться с бюджетом на всю медицинскую систему. При этом на так называемое «Большое строительство» с коронавирусного фонда выделили 36 миллиардов грн, а тендеры по ремонту дорог выигрывают шесть избранных компаний, для победы которых даже внесли изменения в требования тендерной документации.

По словам экс-советника председателя Офиса президента Игоря Уманского, что по странному «стечению обстоятельств» новым требованиям тендерной документации соответствует только шесть компаний — любимцы «судьбы», или «картель», как их называют коллеги. При этом эти компании не всегда строят дороги непосредственно, а перепродают подряды субподрядчикам с дисконтом 30-40%.

«Почти каждый месяц Правительство начало искать у кого еще можно отобрать и направить на «благую цель» — «ручки» дрожат от возможностей. То 2 млрд очередных добавят, то госбанки склонили выдать очередные миллиарды. «Их не остановить» — в жерло аппетита идет все. Снимают со строительства онкоцентра больше 100 млн. — на безделушки для них, но не для онкобольных. Кого беспокоят онкобольные ?! «Дураков» не так много. МВФ требует аудит как коронавирусного фонда, так и «Укравтодора». Правительству его делать страшно. Страна приближается к экономическому армагеддону», — написал Уманский на своей странице в соцсетях.

Свое мнение по этому поводу высказал Юрий Николов, журналист-расследователь.

«Отрасль теперь фактически легально картелизирована. То есть, картелизация уже состоялась и рост цен, который является конечной целью любого картеля уже состоялся. Это является следствием работы новых правил, которые внедрял целенаправленно «Укравтодор»», — отметил он.

Также Николов скептически относится к тому, что правоохранители заинтересовались тендерами «Укравтодора»:

«Во-первых, большое дело, которое ведет Нацполиция с привлечением СБУ в отношении лидера, фаворита, «Укравтодора», автомагистрали «Юг» по тернопольскому тендеру, ценой миллиард гривен, оно мне очень нравится, поскольку оно вообще возникло. Это очень радостно, поскольку полиция провела судебную экспертизу, которая доказала конкретно убытки… Верю ли я, что все будет расследовано? Ну, к сожалению, мы живем в Украине, в которой дела уголовные часто открываются и закрываются исключительно из-за политического контекста. Если покровители картеля и полиция через некоторое время договорятся о перераспределении каких-либо сфер влияния — это дело тоже может погибнуть. И, кстати, признак этого уже есть, поскольку мы нашли данные об этом уголовном производстве в судебном реестре. Как только мы его нашли, успели увидеть, оно оттуда исчезло, оно было зачищено кем-то».

Вместе с тем он считает, что избежать картельного сговора на таком рынке — слишком сложно. Ведь на нем не может быть сотни компаний. Журналист напомнил как Максим Нефедов, который в свое время и внедрял систему «Прозорро», рассказал: «Если на любом рынке, тендере, остается возможность для участия 4 компаний — они сговорятся всегда. Чего бы это ни касалось».

Он считает, ссылаясь на анализ, который делали журналисты и относительно зарубежных рынков, и украинских, и даже российского — конкуренция может влиять на качество и цену тогда, когда на рынке оставлено не менее десяти фирм.

Также журналист-расследователь считает неправильным то, что компания «Дорцентр», которая должна следить за качеством дорог и осуществлять контроль, входит в состав «Укравтодора». Контроль необходимо перепоручить не приближенному к «Укравтодору» органу, убежден он.

Также эксперт рассказал о том, что на тех тендерах, где конкуренция стала все-таки возможной из-за ослабления правил (мелких тендерах), там цены на асфальт соответствуют рыночным, а на крупных тендерах — цены превышают даже мониторинговые цены самого «Укравтодор», отметил он.

«Именно на эти огромные тендеры и пришлась большая часть всех подрядов «Укравтодора» в 2020 году. Из суперограниченной конкуренцией. На них маржа иногда, по нашей оценке, составляла 40%, а то, что происходит на бетонной дороге Н-31 в Днепропетровской области, которую сейчас тянут — не поддается никакому пониманию. Там стоимость одного километра дороги выросла втрое по сравнению с ремонтом в 2018 году…».

Он отметил, что журналисты сравнили тендеры на такую ​​же бетонную дорогу в соседний Полтавской области. Там 12 млрд грн потратили на 80 километров дороги, а в 2020 году — такой же суммы хватило лишь на 30 километров аналогичной дороги.

Также он раскритиковал прописанные требования в законе о доходе компании за предыдущий год, в частности, то, что компания должна иметь доход аналогичный будущему тендеру.

«По интегральной оценке можно говорить о том, что мы 20% всех денег банально потеряли, то есть мы недополучили каждый пятый километр в Украине», — резюмировал эксперт.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу