«Мотор-Сич» может спасти только государство» — эксперт

Поделиться:

Ситуация с покупкой китайскими бизнесменами запорожского предприятия «Мотор Сич» показала слабые места Украины в законодательстве, полную бесконтрольность со стороны государства иностранных инвестиций и наличие давления, как на бизнес, так и на инвесторов.

Как известно, «Мотор Сич» является гигантом в сфере производства двигателей для авиационной техники и промышленных газотурбинных установок. В предприятие долгое время инвестировали средства китайские бизнесмены. Сейчас на него претендует группа компаний DCH Group Александра Ярославского. Олигарх подал иск в Антимонопольный комитет.

Недавно пресс-служба DCH Group сообщила о получении ответа Антимонопольного комитета на поданную заявку по согласованию покупки акций ПАО «Мотор Сич» — о разрешении на концентрацию.

Комитет сообщил, что не принял к рассмотрению поданную заявление по ряду технических и процедурных моментов, а также спросил у заявителей дополнительную информацию относительно активов на рынках, которые не имеют отношения к профильному виду деятельности «Мотор Сич».

В частности, АМКУ заинтересовали активы DCH в сфере оказания медицинских услуг компаниями на рынке финансов и ценных бумаг. В свою очередь китайские инвесторы подали в правительство сообщение о инвестиционном споре против государства Украина.

Специально для Первого делового телеканала с ситуацией разбирался директор Центра исследований армии, Валентин Бадрак.

«На сегодняшний день предприятие работает, причем работает довольно неплохо, правда, уменьшилась численность персонала. Если раньше было 29 000 человек, то сегодня это на 10 000 человек меньше. Но, руководителя предприятия во время визита в Турцию принял президент страны Эрдоган. Язык шла об очень серьезных и мощные проекты. Это предприятие действительно имеет важнейшее стратегическое значение для страны, ведь оно участвует в сверхмощной программе асимметричного ракетного вооружения, создание крылатой ракеты «Нептун». Без «Мотор-Сичи» «Нептуна» не будет, и это надо осознавать. Кроме того, предприятие имеет огромный экспортный потенциал ранее оно поставляло двигатели в около 100 стран мира «, — отмечает эксперт.

Главной проблемой «Мотор-Сичи» по мнению Бадрака является то, что одним из ключевых рынков был русский. А после войны предприятие потеряло две трети производства.

«А вторым ударом для» Мотор-Сичи «была закупка МВД 55 французских применяемых вертолетов. При том, что французская техника в Украине не конкурентоспособна. Так как программа» Национальный вертолет Украины «так и не была реализована, фактически руководитель и владелец предприятия Вячеслав Богуслаев пошел на такую ​​сомнительную сделку и продал часть акций «, — отмечает специалист.

Существует мнение, что «Мотор-Сич» сознательно подводили к банкротству, чтобы предприятие впоследствии попало за бесценок в частные руки. Но инициативу по продаже контрольного пакета акций в 2017 году приписывают руководителю предприятия Богуслаеву. А вот многочисленные дела о диверсии называют инициативой Порошенко.

«Я слышал такие инсайдерские мысли, что именно эти 25% акций, которые должны были пойти через Укроборонпром, будто ими хотел завладеть сам Порошенко. Возможно, это так. Мне трудно говорить, но я знаком с позицией бывшего генерального конструктора самолетостроения господина Кивы, который утверждает , что и «Антонов» Порошенко хотел приобрести. И даже лично приехал поблагодарить за то, что он создал его.

По инвестициям, скажу так: Богуслаеву всегда обещали их, поэтому и появилась программа «Национальный вертолет». Из-за этих обещаний он сам вложил около 1 млрд долларов за последние десять лет. За эти средства было сделано налаживание линии редукторов, то есть все те проблемы, которые существовали.

Другое дело, что действительно проблематичным для Богуслаева остается вопрос, что и тогда, и сейчас фактически люди, которые являются разработчиками, а их технологии оказались в собственности «Мотор-Сич» через определенные акции и манипуляции. Но насколько это является большой проблемой, трудно сказать. Завод подталкивали к такой ситуации.

Кто является заинтересованной стороной? Российская Федерация. Ван Дзин встречался с Сурковым, но он не является фактически представителем китайской стороны, потому что он был финансистом человека, конкурировавшего с лидером Китая. Поэтому ему путь в Китай закрыт. Он не сможет инвестировать в Украину и принести ей прибыль. А интерес России заключается в том, чтобы закрыть предприятие здесь, переманить 1000 лучших инженеров, и наладить параллельно там производство, которое из-за слабости собственных технологий не могут никак открыть.

Поэтому мы должны остерегаться России, но с другой стороны, мы не можем «сдать» завод. Сегодня говорят о возможности проведения переговоров, где Украина должна найти деньги и откупить акции у Ван Дзина, для того, чтобы вернуть возможность управлять предприятием «, — говорит аналитик.

По словам Бадрака, будущее в «Мотор-Сичи» безусловно есть. Только на китайском и турецком рынках настолько большие перспективы, что вскоре они сравняются с российским рынком.

«К сожалению, в случае реализации сделки, технологии из Украины уйдут. Поэтому это очень опасный и рискованный путь. Я не вижу никакого пути, где власть над предприятием осталась бы в руках Ван Дзина, Ярославского или еще кого-то. Сегодня путь спасения этого предприятия — государственное решение и политическая воля руководства государства «, — резюмировал эксперт.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу