Кабинет министров и «Нефтегазовая ассоциация Украины» подписали меморандум о намерениях относительно создания благоприятной среды и развития добросовестной конкуренции на рынке нефтепродуктов, удовлетворения потребностей потребителей на период карантина и ограничений.
Известно, что «Нефтегазовая ассоциация Украины» ежемесячно будет предоставлять Кабмину информацию некоммерческого характера относительно форм, видов и мест существования нелегального оборота топлива, осуществления деятельности с признаками нарушения законодательства.
Компании-участники ассоциации также обязуются продолжать уплату налогов в полном объеме, формировать цены на нефтепродукты на условиях свободной конкуренции с учетом мировой конъюнктуры.
В целом, согласно условиям меморандума, «Нефтегазовая ассоциация Украины» будет продолжать популяризацию принципов прозрачной и добросовестной конкуренции и уплаты налогов всеми участниками рынка в полном объеме, а также будет пропагандировать соблюдение принципов социально ответственного ведения бизнеса с целью обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами по рыночным ценам.
Правительство, со своей стороны, будет и дальше противодействовать нелегальному производству и обороту топлива, в том числе нелегальной деятельности предприятий, осуществляющих неполный цикл нефтепереработки.
При этом правительство также обязуется способствовать диверсификации источников поставок как с отечественных, так и с иностранных нефтеперерабатывающих заводов, не допуская проявлений дискриминации, а также свободному ценообразованию на рынке нефтепродуктов.
Свое мнение на этот счет выразил Юрий Гаврилечко, кандидат наук по госуправлению.
«Меморандум я оцениваю достаточно плохо, если исходить из оценки их экономического или политического влияния. Поскольку, Меморандум — это бумажка на память. Никто не против вести честный бизнес. Но где условия для его ведения?
Должен напомнить, что большая часть от стоимости полного Украины — это налоги и акцизы. Более того, когда водили акцизы с топлива, говорили о создании Государственного фонда строительства дорог. А по факт есть акцизы, а дорог нет «, — говорит эксперт.
Юрий Гаврилечко считает, что вместо борьбы нужно создавать условия для ведения бизнеса. Когда правительство начинает бороться, то через некоторое время цель этой борьбы теряется, и начинается борьба ради борьбы.
«Всю ситуацию меняет один момент — надо усилить работу уже существующего государственного органа. В частности, Антимонопольного комитета и таможни. Ведь топливо — это не конфеты или сигареты, которые можно провести в сумке. Поэтому невозможно без очень существенной заинтересованности таможни, чтобы в Украине попали танкеры с горючим. Так не бывает. Поэтому вместо меморандумов нужно усиливать контроль на границе, а также подвести баланс топлива. В нашей стране не может продаваться топлива больше, чем мы импортируем и производим «, — отмечает специалист.
Юрий Гаврилечко уверен, что правительство может ввести любые правила. Но увеличить или уменьшить на 1%, значит увеличить или уменьшить легальный доход на 20-30%. Ведь большая часть изменения в цене — это изменение акциза. Акциз в Украине установлен не в гривне, а евро. Поэтому цена зависит от колебаний курса в большей степени, чем от того, что для себя в качестве маржи устанавливают продавцы.