2021 год должен стать годом большого строительства для Укрзализныци, считают в Министерстве инфраструктуры.
«В следующем году впервые в истории Украины будет государственный заказ на пассажирские вагоны. Хотелось бы, чтобы и на пригородные электрички тоже (произошел государственный заказ), но еще больше мне бы хотелось, чтобы и местные власти приобщались к этому процессу. Поскольку они получают налоги, но ничего не финансируют. Это не совсем справедливо. На развитие инфраструктуры УЗ также должна получить поддержку в 2021 году», – отметили в министерстве.
А еще год большого строительства будет происходить за счет международных финансовых проектов, что предусматривает несколько миллиардов гривен инвестиций для УЗ.
В частности, пассажирские вагоны решили дотировать из бюджета. По грузовым вагонам Минэкономики и Минфин нарабатывают модель компенсации части процентов на их закупку частными компаниями
Владимир Жмак, глава правления АО «Укрзализныця», говорит о ситуации так:
«Статус «большого строительства» значит поддержку государства. «УЗ» не сможет самостоятельно справиться с проблемами. Это и изношенность подвижного состава, и изношенность самих путей – все настолько плохо, что износ достигает 90-95%».
По словам Владимира Жмака, обычное движение вперед уже не спасает – двигаться надо быстрее, и помощь государства будет очень важным этапом этого движения. Капитальные вклады позволят восстановить инфраструктуру, заводы. Каждая гривна будет обозначать от 5 до 7 гривен – это вклад в металлургию и другие предприятия.
В этом году впервые за всю историю независимой Украины получила шанс получить из бюджета 4 млрд для развития «Укрзализныци». Это и покупка новых вагонов, и электрификация некоторых участков. По словам нашего эксперта, один год и выделенные деньги ничего не решат. Но несколько бюджетных лет – это движение вперед. Когда будут получены бюджетные деньги, будут проведены тендеры, чтобы деньги были освоены.
«Любой бизнес развивается, когда есть деньги. УЗ будет развиваться, если будет получать деньги. Но мы в некотором роде заложники – мы не можем выходить на тендер, пока нет финансового плана. Его нужно утвердить так, чтобы мы успели освоить деньги. Тут есть определенные процессы, и это время», – говорит Владимир Жмак.
Также нужен и закон о железнодорожном транспорте. Без него мы не сдвинемся с места. Нужен комплексный подход. «Большое строительство» – важный этап для нас. Предварительная цифра – больше 11 млрд убытков в 2020 году. На сегодня закончить 2021 год хотят с прибылью, пока называют сумму около 3,5 млрд.
«УЗ подписала меморандум с НАБУ, чтобы обмениваться информацией, чтобы не допускать к тендерам компании с сомнительной репутацией», – говорит глава правления.
Также в НАБУ будут передаваться и дела, которые в компетенции этого органа. Все дела о коррупции будут передаваться туда, но сейчас количество таких случаев радикально снизилась.
Больше информации по поводу грядущих изменений в государственной компании глава правления АО «Укрзализныця» рассказал в эфире «Первого Делового».