Верховная Рада проголосовала в целом за законопроект №3739, который предусматривает хотя бы частичное украинское происхождение продукции, которую закупает государство в машиностроительной отрасли. Об этом говорится на сайте парламента.
Закон будет касаться четырех отраслей государственных закупок:
- городской пассажирский транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- коммунальная и спецтехника;
- энергетическое машиностроение.
Отмечается, что для такой продукции доля ее украинской составляющей должно быть 25-45%. Для этого предприниматели или использовать украинские запчасти, или собирать технику в Украине.
Однако, законопроект раскритиковали в представительстве ЕС в Украине. Там заявили, что закон нарушать условия Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. В частности, одним из пунктов документа является недискриминационность: описание работ, товаров и услуг не должен содержать конкретного места происхождения.
Важно, что доля украинского производства на уровне 25-45% предлагается с 2021, а с 2024 она устанавливается на уровне в 40-60%. Поэтому в ЕС заявили, что это лишает зарубежную продукцию возможность участия в закупках в этих областях.
Сторонники этой инициативы окрестили документ «декларации об экономическом суверенитете Украины», а противники — ключом, «откроет ящик Пандоры и создаст широкую дорогу для коррупционных схем в машиностроительном секторе».
Свое мнение по этому поводу выразил Кирилл Новиков, специалист по вопросам транспорта.
«Я считаю, что подобные законодательные инициативы могут негативно сказаться на экономике страны. В Украине это не первая попытка таким образом действовать не совсем позитивными методами, ведь таким образом создается преференция отдельным производителям. С лета этого года тенденция на то, чтобы принять этот законопроект. Но многие наши международные партнеры отмечает, что это, в первую очередь, помешает Украине выйти на рынки Евросоюза «, — говорит эксперт.
По мнению Кирилла Новикова, негатив этой ситуации заключается в том, что Украина практически всегда во многих отраслях экономики была потребителем качественной продукции. Если локализация состоится, то потребителей таким образом лишать права выбора.
«С одной стороны практика такой локализации в некоторых странах Евросоюза, но там достаточно подробно прописаны условия каждой сделки. А у нас собираются ввести локализацию на несколько отраслей.
На самом деле этот законопроект направлен, в первую очередь, на ограничение конкуренции иностранных производителей на украинском рынке. И в этом заключается нарушение «- заверяет специалист.
Известно, что под закон о публичных закупках подпадают частности коммунальные и государственные органы, предприятия и компании в которых государству принадлежит не менее 50%. Среди позиций продукции нет сырья и консалтинговых услуг. Туда входят турбогенераторы, трансформаторы, компрессоры, общественный транспорт, спецавтомобили, вагоны, насосы и т.
«В Украине недостаточное количество производителей качественной продукции этого перечня. Я уверен, что ни один производитель не сможет локализовать качественное производство в Украине. Ведь некоторые технологии есть, но большинство оборудования — иностранное.
Последние 30 лет Укрзализныця не реинвестировала деньги в поддержку своей способности ремонтом и изготовления новой продукции. К сожалению, новых технологий нет на базе локомотиворемонтных заводов, не обновлялась материально-техническая база в Украине. Соответственно сегодня слабо развиты области ремонта и модернизации.
Я не уверен, что этот закон вообще нужен. Возможно нужно просто дать возможность уменьшить НДС на импорт запчастей на время и тому подобное. Есть много хороших инструментов по решению этой проблемы, но воспользуются ими в Украине — неизвестно «, — резюмирует специалист.