«Украинская банковская система вошла в коронакризис в лучшем состоянии, чем она была в 2014 году» — эксперт

Поделиться:

Четыре месяца назад экс-глава НБУ Яков Смолий написал заявление об отставке, заявив о систематическом политическом давлении на Нацбанк.

Его сменил в должности выходец из Укргазбанка Кирилл Шевченко. В конце октября минуло 100 дней, как он руководит Нацбанком.

Эксперты неоднозначно оценивают пребывание главы НБУ на своем посту. Из позитива – регулятор пока не идет на поводу у политиков. Негатив – из решений и коммуникаций Шевченко по-прежнему не ясно, как долго он способен оставаться независимым.

Второй вопрос уже в ближайшие месяцы может стать ключевым для экономики Украины из-за проблем госбюджета, нового карантина и задержки в отношениях с МВФ из-за политических скандалов и конституционного кризиса.

Об этом сегодня говорит исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.

В Украине сейчас экономический и политический кризис. Но Нацбанку в довольно критической ситуации все же более или менее удается удерживать ситуацию. Но у многих экспертов сложилось впечатление, что самое неприятное еще впереди.

Поэтому возникает вопрос: нынешнее относительно устойчивое положение банковской системы — это результат работы нынешней команды или просто сами по себе дела еще не дошли до критической точки, за которой массовое банкротство банков, инфляция и все, что с этим связано?

» Во-первых, банковская система пришла к коронакризису в более устойчивом состоянии, чем она находилась в 2014-2015 годах, — говорит Глеб Вышлинский. — Очистку банковской системы провело еще предыдущее руководство Национального банка.

Те банки, которые были слабыми, которые были часто банками-пылесосами финансово-промышленных групп, которые занимались отмыванием денег, ушли с рынка. Фактически на рынке остались сильнейшие. Поэтому ожидать, что банки будут слабыми и легко падут от кризиса, оснований не было «.

Эксперт сравнивает нынешний, «коронавирусный» кризис с теми кризисами банков, которые были раньше. Предыдущие кризисы в украинской банковской системе возникали, когда надувался какой-нибудь пузырь. Была или «перегретая» экономика, или мировой кризис, или у нас искусственно удерживался фиксированный курс национальной валюты.

Затем, в частности из-за девальвации национальной валюты, начинался полноценный кризис, останавливалась деловая активность, обесценивались доходы. И одновременно становились неплатежеспособными и банки, которые имели обязательства в одной валюте, а активы в другой валюте.

«Сейчас же кризис произошел собственно из-за введения ограничений на деловую активность по всему миру, — отмечает директор Центра экономической стратегии. — И с точки зрения торгового баланса Украина от этого даже выиграла благодаря нашей структуре экспорта-импорта.

Поэтому я сейчас не вижу оснований говорить о том, что нас ожидает банковский кризис. Тем более, что, судя по всему, падение экономики в этом году будет меньшим, чем правительство прогнозировало в начале коронакризиса «.

Впрочем, эксперт не считает, что все так «солнечно». Кризис в банковской сфере есть и прогрессирует, пусть его причиной и стал коронакризис. Так есть ли какие-то риски, что включат печатную машину? Ведь знаем, что сейчас критическая ситуация с дефицитом госбюджета. От МВФ до конца года уже понятно, что транша не будет. Так какой же выход?

«У нас действительно есть проблема с кредитованием дефицита бюджета последние два месяца этого года, — подчеркивает Глеб Вышлинский. — И эта проблема может решаться несколькими способами. Лучше всего, конечно было бі иметь внешнее финансирование от МВФ и большой спрос на внутренние облигации.

Но сейчас мы видим, что те конфликты, которые были вокруг Национального банка, антикоррупционных органов, решение Конституционного суда, пересмотр других решений, которые были частью предыдущих программ Международного валютного фонда, приводят к тому, что вероятность финансирования от МВФ и повышения спроса на внутренние облигации является чрезвычайно низкой.

Соответственно, если мы не имеем внешнего финансирования, если мы не имеем рыночного спроса на ОВГЗ, у нас остаются два варианта. Первый — собственно печать денег различными схемами с рефинансированием, затем — покупкой теми же государственными банками облигаций внутреннего займа по нерыночным ставкам.

Второй вариант — это недофинансирование расходов бюджета. По сути это недовыполнение плана как по бюджетных расходам, так и по дефициту бюджета. Не является худшим вариантом, если у нас будет в этом году дефицит бюджета не 7, 5 процентов, а около 5, 5 процентов ВВП. Что не столь большая сумма, как закладывалось ранее.

Но с другой стороны это дестабилизирует в целом финансовую систему и экономику. Получается, что государство не выполняет свои обязательства по тем бюджетным программам, которые были утверждены, не выполняет обязательства перед подрядчиками бюджетных учреждений. И может запуститься кризис неплатежей в экономике в целом «.

Тем не менее, по мнению директора Центра экономической стратегии, со всеми этими проблемами НБУ справиться под силу. Но все будет зависеть от того, насколько долго глава НБУ Кирилл Шевченко сможет быть действительно независимым в преодолении негативных явлений.

Напомним, украинская банковская система официально признана одной из самых рисковых систем в мире. Об этом сообщает международное рейтинговое агентство S & P Global Ratings.

Также ранее мы сообщили о том, что летом новая инструкция НБУ предусматривала отдельный механизм осуществления банками финансового мониторинга, который предусматривает перечень критериев для определения преступных операции, мошенничества и терроризма.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу