«Страховые компании сейчас превратились в «золушек» при мачехе-НБУ» — эксперт

Поделиться:

Уже больше полугода Национальный банк Украины выполняет роль регулятора небанковских финансовых учреждений (страховых компаний, кредитных союзов, ломбардов, финансовых компаний и других).

Количество «поднадзорных» компаний и, соответственно, фронт работы для НБУ как органа надзора резко вырос: на конец 2020 г. количество банковских учреждений в стране составляло 73, а небанковских компаний — 2065 шт. (в том числе 210 страховщиков и 65 брокеров, 302 ломбарда, 322 кредитных союза, 146 лизинговых компаний, 1020 финансовых компаний).

Участники страхового рынка уже жалуются, что им приходится регулярно  объяснять, что страховые компании — это не банки, а это отдельная отрасль финансового бизнеса, имеющая значительную специфику. И даже европейские документы предупреждают о том, что нельзя линейно переносить подходы и требования, предъявляемые к банковскому сектору, на небанковский.

Более того, уже есть прецеденты, когда европейские страховые ассоциации указывали на недопустимость, например, установления одинаковых требований по финансовому мониторингу для банков и страховых компаний. К ним прислушались, и в нормативные акты были внесены соответствующие изменения.

Подробности темы рассказал генеральный директор Ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский в эфире телеканала «Первый Деловой».

«Почему подходы в этом вопросе так отличаются достаточно сложно, потому что это внутреннее идеологическое элементальное чувство конкретных людей в конкретном учреждении. Сегодня страховые компании чувствуют себя такими себе «золушками» при не очень доброй матери (Нацбанке). Сейчас больше всего от политики НБУ страдают именно страховики, так как требования регулятора продолжаются ужесточаться, несмотря на то, что карантин действительно очень негативно повлиял на украинский страховой рынок», — сказал специалист.

Он отметил, что сейчас основные показатели страхового рынка, такие как уровень страховых платежей, резервов и выплат – контранправленные.

«То есть премии уменьшаются, а выплаты растут. И впервые за последние 9 месяцев 2020 года мы не показали рост относительно предыдущих показателей. За 9 месяцев 2019 года показатель платежей был 40,5 млрд, а аналогичный показатель 2020 года – всего лишь 32,9 млрд. Другими словами, мы видим очень серьезное падение и при этом выплаты наоборот выросли от 9,8 до 11,1 млрд. Это говорит о том, что страховщики стараются выплачивать деньги и выполнять свои обязательства. При этом у них падает рентабельность. Становится труднее жить не только всем гражданам и их предприятиям в кризис, но и страховым компаниям», — прокомментировал специалист.

Он уточнил, что в этом вопросе есть такое понятие, как «резервирование». Оно считается по достаточно простой формуле, которая еще 20 лет назад определилась законом.

«В ней есть одна небольшая ошибка. И эта формула показывает нам то, что расчетные резервы от 15 до 40% в разные годы превышают совокупные выплаты за целый год всей страховой отрасли. Это говорит о том, что у компании номинально перерезервирование очень большое, а Национальный банк на текущий момент только планирует во втором квартале этого года пересмотреть методику резервирования и надеюсь, сможет ее выровнять. Тогда резервы будут адекватно трансформироваться в стопроцентные выплаты», — указал Черняховский.

Он считает, что сейчас говорить про активы для покрытия страхового резерва, который рассчитывается по неправильной формуле и слишком завышен – нет смысла. Также именно из этих показателей рассчитывается дополнительный запас платежеспособности и капитал.

«У нас сейчас двукратное покрытие обязательств. Это огромная сумма денег, которая реально не работает на бизнес. Сфера бизнеса зависит от того, как развивается экономика, выдаются ли кредиты, покупают ли люди новые автомобили, ездят ли они в отпуск. А сейчас, в такие времена, естественно, что объемы страхового бизнеса уменьшаются и сейчас нет необходимости без пересмотра вопроса о резервировании требовать повышенных нормативов по платежеспособности», — резюмировал специалист.

Напомним, что представителям услуг страхования в карантинных условиях пришлось перестраивать свою работу.

Вместе с тем они констатируют уменьшение числа страховых случаев, когда по договору приходится выплачивать клиенту страховку.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу