66% средств из антикризисных фондов Украины потратили на инфраструктурные проекты, а именно — на строительство дорог. И это наибольший показатель среди полутора десятков развитых стран. Об этом сообщают журналисты «Первого Делового» телеканала.
Так Украина обогнала Россию с ее 44%, Китай с показателем 19,7%, Австралию, Канаду и Турцию — в которых менее 10 процентов и страны Европейского союза, США и Великобританию, в которых доля еще меньше. Таковы данные исследования «Ukraine Economic Outlook». Согласно им, Украина едва не меньше всех направляла средств на поддержку бизнеса и населению во время пандемии — 23%. Тогда как в европейских странах этот показатель достигает 60%.
Чувствуется в стране и все эти сравнения показывают, что недостаточно было использовано этот фонд (Фонд борьбы с COVID-19) для того, чтобы компенсировать бизнеса и людям те финансовые потери, которые они понесли. Это большая проблема. Это один из факторов, почему такой большой сопротивление идет бизнеса.
Заметим, что программа «Большая стройка», которая финансировалась из фонда борьбы с ковид-19, отдала предпочтение именно строительству дорог перед модернизацией и строительством социальной инфраструктуры. На последнюю запланировано только 16 млрд грн, тогда как на дорожные в восемь с половиной раз больше — 120 млрд грн.
Мы сделали выбор в пользу строительства дорог. В таком случае — это неправильный выбор. Почему? Потому что с одной стороны надо обратить внимание, что около трети этих средств фактически пошли за границу. Поскольку основная составляющая ремонта и строительства дорог — это битум, а битум в большинстве своем Украины именно импортирует из других стран. Поэтому соответственно эти средства пошли в другие страны на битум.
Кроме того, эксперты отмечают — дорожные тендеры в Украине — удобная возможность для махинаций и заговоров. 70% денег на строительство дорог осваивают шесть компаний, входящих в Национальную ассоциацию дорожников Украины и образуют картель. По данным журналистов-расследователей, коррупционная маржа на «Большом строительстве» составляет от 10% до 40% в прямой зависимости от размера тендера.
Эксперты говорят — деньги из антикризисных фондов должны были помочь в борьбе с бедностью и имущественным неравенством, которые неуклонно влечет за собой экономический кризис. И во всем развитом мире — они служили такой подушкой безопасности. Почему же в Украине их направили не на поддержку бизнеса и населения, а на дороги? Эксперты предполагают несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Почему это произошло? Как по мне, это можно объяснить тремя основными причинами. Первая — это коррупция. То есть любая власть понимает, что на строительстве дорог всегда воровали наибольшие средства, соответственно это возможность в сложный экономический период украсть деньги. Вторая причина — это непрофессионализм, то есть власть по сути не рассчитала, что на самом деле — это не те меры, которые нужно принимать сегодня.
Третьей же причиной экспертка называет — популизм перед местными выборами. Ведь обещания хороших дорог — это то, на чем политики давно привыкли делать политический пиар. И неважно, что в программе Большого строительства основном не капитальных ремонтов, а лишь косметические — с коротким сроком службы.
Напомним, что премьер-министр Украины публично признал дефицит профессиональных кадров в текущем составе правительства. Об этом чиновник заявил для украинских СМИ.
По словам премьера, сейчас в стране существует так званый «кадровый голод». Более того, он заявил, что ему, как главе правительства, достаточно сложно в такой ситуации подобрать профессиональны состав новых людей в правительство.