«Надо навести порядок в Укрзализныце, а не поднимать тарифы» — эксперт

Поделиться:

Начатая «Укрзализныцей» унификация тарифов на пробег вагонов порожняком вызвала неоднозначную реакцию у основных участников железнодорожных грузовых перевозок — зернотрейдеров. Эта унификация должна состояться в два этапа, и первый — выравнивание стоимости пробега железнодорожных вагонов для всех грузов и независимо от класса груза — они однозначно поддерживают. И действительно, в чем разница, какой груз перевозили в вагоне до того, как сейчас вагон уже пуст?

Зато зерновики категорически не поддерживают второй этап унификации, который будет заключаться в повышении стоимости порожнего пробега. отмечают в Украинской зерновой ассоциации (УЗА). Этот замысел уже зафиксировано в проект соответствующего приказа Мининфраструктуры. По мнению участников рынка зерна, это не что иное, как скрытое повышение тарифов. Так, на перевозке зерна эта стоимость вырастет на 41%, соответственно, аграрная отрасль понесет дополнительные убытки в 70 центов США на тонне груза или до 700 000 000 гривен за маркетинговый год.

Поэтому УЗА обратилась в профильные министерства (Мининфраструктуры и Минэкономразвития) и Укрзализныци с просьбой отменить запланированный второй этап унификации тарифов. В ассоциации отмечают зерно составляет 10% всех объемов железнодорожных перевозок, но дает до 20% доходов «Укрзализныци» от грузовых перевозок.

По мнению Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра, для начала нужно разобраться с моделью, которую выбрали для развития.

«За перевозку платят по-разному. Зависит это от того, какая страна, какая модель… Если тарифы контролирует государство, это один вопрос. Есть страны, где все отдали рынку — как такси приблизительно. У нас в стране до сих пор не определена модель, поэтому у нас конфликты по тарифам были, есть и будут. Нет цели, нет направления движения «Укрзализныци», — говорит он.

Также эксперт говорит, что, по его мнению, первым шагом к нормализации ситуации должно быть уменьшение расходов в самой компании «Укрзализныця».

«Надо навести порядок в компании, а не поднимать тарифы. В стране падение ВВП, падение промышленности, в этих условиях поднимать тарифы — это абсурд. «Укрзализныця» — монополист, если вы хотите реформы — сделайте. Да, от Советского Союза осталось много, но нужно двигаться», — отметил господин Охрименко.

Зато Сергей Лещенко, член наблюдательного совета УЗ, имеет диаметрально противоположное мнение.

«УЗ — это предприятие, которое должно получать прибыль, чтобы платить дивиденды и чтобы обеспечить сервис всем клиентам — пассажирам, предпринимателям и т. д. Бизнес-модель должна быть во всем. Кроме упомянутых функций, компания имеет еще и социальную функцию — четверть миллиона граждан сегодня работают в «Укрзализныце», это крупнейшее предприятие».

По словам Лещенко, для развития и движения вперед нужно, чтобы в составе холдинга были вертикальные компании. В частности, грузовые перевозки — компания должна быть отдельной, с установленными тарифами, она должна получать прибыль, платить дивиденды, иметь доходную часть.

Также должна быть инфраструктура — это вторая вертикаль, отдельная. А третья — пассажирская, она по состоянию на сейчас убыточна. Для того чтобы она работала, должны быть государственные дотации.

«Именно поэтому мы говорим, что грузовые перевозки должны быть прибыльными, то есть тарифы должны быть справедливы. К сожалению, на сейчас ниже себестоимости возят, например, железную руду», — отмечает г-н Лещенко.

Различные тарифы на перевозку порожних вагонов — это, по мнению Сергея Лещенко, атавизм советских времен. Сегодня УЗ перевозит вагоны, пустые вагоны, по разным тарифам — это очень странно.

«Равный тариф для порожняка — такова была идея. Это был приказ Мининфраструктуры, но он был заблокирован Государственной регуляторной службой», — напомнил Сергей Лещенко.

Также член наблюдательного совета УЗ говорит, что компания самостоятельно не устанавливает себе тарифов ни для перевозки пассажиров, ни для перевозки грузов.

«Граждане Украины не содержат УЗ, мы не получаем компенсацию убыточности пассажирских перевозок. Здесь есть логика, она в том, что нормальные тарифы на грузовые перевозки позволили бы покупать новые вагоны для пассажирских. То есть граждане Украины (и не только) должны комфортные условия в процессе перевозок, безопасность и т. д.», — подытожил Лещенко.

Подробнее о реформе в компании «Укрзализныця» и изменении тарифов президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко и член наблюдательного совета «Укрзализныци» Сергей Лещенко рассказали в эфире телеканала «Первый Деловой».

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу