Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг внедряет в Украине так называемое RAB-стимулирование, которое ранее на полях Украины уже успело приобрести скандальный статус. Предыдущие попытки перехода на новую европейскую модель потерпели фиаско и были раскритикованы, так как грозили резким ростом тарифов на электроэнергию для потребителей.
RAB-тарифы неминуемо приведут к повышению стоимости электроэнергии и для населения и для компаний. Нужно обратить особое внимание на инвестиционную составляющую, которая должна была поддерживать инфраструктуру в надлежащем состоянии. За 20 лет инфраструктура фактически уничтожена и с введением RAB-тарифа это приведет к еще большему удорожанию услуг.
Почему в свое время RAB-тарифы получили столько критики и сможет ли страна реализовать новую систему стимулирования в рамках государственной политики? Об этом рассказал заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев в комментарии для телеканала «Первый Деловой».
Как известно, сейчас отечественные компании столкнулись с актуальной проблемой обновления инфраструктуры. Здесь речь идет об объектах, которые каждый так или иначе использует, когда потребляет электроэнергию – это могут быть провода, опоры, трансформаторы и другие механизмы, благодаря котором украинский потребитель получает ресурс.
Среднее время эксплуатации распределительных электросетей в Украине превышает 40 лет. Инфраструктура изношена на 60-85%. Все это требует периодического ремонта, обновления и модернизации, восстановления после непогоды. А тем временем нагрузка на электросети продолжает возрастать
Как принято в европейской практике, RAB-стимулирование – это в первую очередь те гарантии, которые предоставляются инвесторам для возврата тех средств, которые они готовы вложить в обновление инфраструктуры.
Обычно для этого потребитель заключает соответствующее соглашение с той или иной компанией в котором прописывается, что она через определенный период времени предоставит ему тот или иной ресурс/услугу. Эта доля должна быть фиксированной и устанавливаться на государственном уровне.
Однако в контексте ситуации, которая сложилась в Украине, нужно понимать как именно применить данную технологию, ведь без должных гарантий ни один из инвесторов не вложит собственные средства в государство. Это, в свою очередь, чревато для украинцев продолжением эксплуатации старых сетей, которые из-за своей ветхости имеют обыкновение взрываться.
Ранее эта тема уже остро обсуждалась среди украинских экспертов и так и не была реализована на полях Украины. Ведь некоторые участники рынка хотели добиться возмещения средств не только от постройки новых сетей, но и от старых мощностей, которые были построены еще в советское время. И это было бы несправедливо для украинцев, ведь однажды граждане уже в этот вопрос денежно вложились, отчисляя определенные тарифы с зарплат.
«Участники нынешнего рынка захотели, чтобы граждане платили еще и за старые сети. Вот поэтому данная тема приобрела в Украине более, чем скандальный оттенок, ведь снова платить за старые сети никто не захотел», — указал заместитель директора научно-технического центра «Психея».
Также эксперт прокомментировал вопрос, почему ранее энергокомпании не закладывали достаточную амортизацию в цену для потребителей.
«Величина суммы была недостаточной. Многолетняя инфляция и другие негативные факторы экономического рынка безусловно съели все те сумму, которые могли бы вложить инвесторы. Также до 2013 года в негласно стране действовал отдельный общественный договор, которым закладывался дешевый тариф на энергоресурс, а граждане в свою очередь закрывали глаза на всяческие злоупотребления властью в отношении дешевого энергоресурса. После 2014 года эта схема была разрушена и цены вернулись на «псевдорыночный» уровень, а сама власть сделала все ради удовлетворения интересов энергетических монополистов и для того, чтобы проигнорировать интересы потребителя», — указал Рябцев, отмечая, что в отличие от таких юридических лиц обычным украинцам намного сложнее лоббировать собственные интересы перед властью.
Также здесь сыграл роль еще один нюанс, который заключается в том, что раньше распределением, добычей и транспортировкой ресурса занимались вертикально интегрированные компании. С наступлением 2016 года эти компании подверглись анбандлингу и выше обозначенные функции больше не мог исполнять один единственный монополист.
«Поэтому в платёжках у нас сейчас несколько строчек: и для природного газа, и для электрической электроэнергии», — сказал эксперт.
Как резюмировал специалист, даже с учетом десятикратного повышения тарифов для потребителя, у страны все равно не хватит денег для нужной модернизации собственной энергетической инфраструктуры и ее компенсации, поэтому она вынуждена искать другие варианты для разрешения ситуации.
В то же время, здесь нужно учесть общую проблематику новой системы, ведь не факт, что новые инвесторы найдутся, а их средства будут задействованы в правильное русло.
Также без учета таких вопросов, как внедрение нужного механизма защиты прав собственности, доступности правосудия, отсутствия коррупционных схем, перекрёстного субсидирования, долгов и прочих проблем, которые все еще мешают украинской экономке и энергетическому рынку, в частности, давать какие-либо определенные прогнозы — весьма сложно.
Кабинет министров Украины собирается присоединиться к энергетической системе Европы: до 1 ноября угольные ТЭС страны получать приоритетную диспетчеризацию производимой ими электроэнергии.
Энергетическая отрасль в Украине продолжает находиться в кризисе. Задолженность государства перед производителями энергии насчитывает более 20 млрд гривен.