По данным Укравтодора, в ремонте нуждается 61% всех украинских дорог. Всемирный банк совместно с Укравтодором и Министерством инфраструктуры определили объекты, которые войдут в программу в первую очередь. Речь идет о шести участках дорог общей протяженностью 1500 км. Например, маршрут Харьков-Днепр-Запорожье будет обновлен за счет частных инвестиций в рамках программы государственно-частного партнерства.
Мининфраструктуры, Укравтодор, Всемирный банк и Международная финансовая корпорация в Украине представили соответствующую презентацию. Предложенная модель государственно-частного партнерства предусматривает обязательства частного инвестора обновлять и развивать существующую дорогу. В случае качественного выполнения обязательств по содержанию дороги, Дорожный фонд будет финансово его поддерживать.
Подобным образом строятся взаимоотношения государства с подрядчиками — эксплуатирующими организациями. Однако в данном случае помимо сохранения дорог в рамках проекта предусматривается и их ремонт.
Подробности темы рассказал эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов в эфире телеканала «Первый Деловой».
По словам эксперта, сейчас в Украине все еще актуальны все выше перечисленные проблемы. Также очень несовершенно в этом отношении украинское законодательство, которое мешает Украине привлекать в дорожную сферу нужных доноров.
«Мы по-прежнему не можем предсказать проблему интенсивности на украинских дорогах. Как правило, нужно умножить значение текущей интенсивности на 4% прироста интенсивности за год. Так написано в наших законах. То есть мы не рассчитываем реальное увеличение спроса на дороги, а мы просто умножаем данные на коэффициент неизменного прироста. Поэтому про какие гарантии мы можем говорить с потенциальными донорами, если мы просто механически считаем эти 4% в качестве роста интенсивности на любой из дорог», — привел пример бреши в текущем законодательстве эксперт.
Также он упомянул и проблему политической неопределенности. Эксперт высказал свое мнение по поводу того, что в контексте совместного партнерства такая структура, как Всемирный банк, может действительно стать хорошим помощником Украине.
«Даже при сильно тяжелых условиях Всемирный банк поддерживаем нас. Мы работаем и сейчас, и он все делает для того, чтобы решить наши общие задачи и проблемы», — сказал специалист.
При этом остается вопросом, урегулируют ли все текущие проблемы в законе народные депутаты путем голосования за те или иные поправки закон. Ведь до 2021 года осталось всего ничего, но по обыкновению у парламента появляются проблемы актуальнее, нежели данная тема.
«Я не уверен, что это будет на ближайшем заседании Рады. У нас никогда серьёзно не затрагивали темы об изменениях в законодательстве для того, чтобы создать концессионные дороги. Поэтому сто процентов, что сейчас нужно более динамично адаптировать наши законы. Ведь даже если мы что-то в быстром режиме примем и запустим, все равно потом должна будет проводиться работа по полноценному внедрению имплементации по эффективной работе концессионных дорог», — сказал специалист.
Также он упомянул, что Украина очень часто в последнее время берет на себя какие-либо обязательства, а потом их просто не выполняет.
«Но все-таки определенные предпосылки для появления таких дорог в Украине – есть. Может так случиться, что уже в следующем году мы получим инструмент для прогнозирования спроса и интенсивности по таким дорогам. Сейчас разрабатывается национальная транспортная модель по заказу консультантов Европейского союза. Поэтому, возможно, что уже в следующем году мы сможем все просчитать и понять, стоит ли отдавать дороги под концессию и получится ли такими шагами куда-то продвинутся дальше», — резюмировал специалист.
Напомним, что Кабинет министров Украины решил засекретить реестр концессионных договоров, исключив его из перечня данных, которые входят в базу открытого доступа со стороны правительства. Соответствующая инициатива была утверждена в рамках внеочередного заседания правительства от 27 мая.
При этом в пояснительной записке к законопроекту объясняется такое решение тем, что в Украине закончились юридические полномочия закона «О концессиях», в котором говорилось об обязательстве Фонда государственного имущества открыто публиковать данные о концессиях.