«Энергоатом» манипулирует информацией» — эксперт

Поделиться:

Министерство энергетики выступило против приватизации, полного или частичного частного владения НАЭК «Энергоатом» и атомными электростанциями. Эта позиция была  поддержана Кабмином и всеми участниками совещания, которое состоялась 27 октября под председательством главы правительства.

Министерство настаивает на проведении корпоратизации «Энергоатома» с условием сохранения за государством 100% акций компании.

В министерстве подчеркивают, что корпоратизация «Энергоатома» должна происходить исключительно с соблюдением следующих принципов:  полное соответствие лучшим международным практикам; жесткие ограничения по отчуждению имущества, относящегося к ядерным установкам и ядерным материалам; четкая определенность в обращении с ядерными материалами; абсолютная прозрачность на этапе осуществления корпоратизации и в дальнейшем во время функционирования нового акционерного общества.

В Минэнерго напомнили, что избранию оптимальной модели корпоратизации Энергоатома предшествовало исследование консалтинговой компании Deloitte, которая проанализировала все возможные варианты корпоратизации и представила на рассмотрение Минэнерго и «Энергоатома.

«После совместных обсуждений был выбран вариант, который ни в коем случае не предусматривает приватизацию компании», – заявили в Минэнерго.

В случае с «Энергоатомом» процесс корпоратизации требует внесения изменений в законодательство и министерство рассчитывает, что все необходимые изменения будут поддержаны Верховной Радой, отмечается в сообщении.

При этом в Минэнерго призывают четко различать процессы корпоратизации и реформы корпоративного управления.

Так перейдет ли компания «Энергоатом» под реальное управление Кабинета министров? Подробности темы рассказала член экспертного совета при Министерстве энергетики Украины Ольга Кошарная в эфире телеканала «Первый Деловой».

Эксперт прокомментировала, что такая форма правления была бы не слишком логичной в текущих реалиях законодательства.

«Под Кабинетом министров находится национальный регулятор радиационной безопасности. Поэтому это может создать такую себе коллизию правовых интересов — конфликт интересов. Кабинет министров – это мало того, что такой себе коллективный коллегиальный орган, решения которого принимаются на заседаниях и среди министров исключительно министр энергетики скорее всего владеет в полной мере вопросами ядерной энергетики и понимает их законодательную основу деятельности», — сказала эксперт.

Специалист подчеркнула, что даже в секретариате Кабинета Министров нет специалистов в отдельных специализированных управлениях, которые как раз могли бы выполнять функцию Министерства энергетики.

«Потому что именно Министерство энергетики формирует энергетическую политику, имеет право подавать государственные целевые энергетические программы, в том числе и в сфере ядерной энергетики. Поэтому такой переход нелогичен. Здесь просто НАЕК хотел таким образом избавиться от контроля», — сказала эксперт.

На данный момент также отдельным вопросом остается то, когда же все таки Наблюдательный Совет смогут реально и до конца сформировать.

«Дело в том, что НАЕК «Энергоатом» манипулирует информацией и никакой юридической коллизии в этом вопросе сейчас нет. Потому что есть постановление Кабинете министров под номером 142 от 10 марта 2017 года о некоторых вопросах в управлении государственными предприятиями. Там речь идет о создании наблюдательных советов не только в акционерных собраниях, со 100-ыми акциями государства, но и в числе унитарных предприятий, к числу которых можно причислить и «Энергоатом». Еще есть постановление 190 от 2018 года, где  также все это расписано для унитарных предприятий. Речь идет о создании унитарного Совета в составе семи человек, назначенных государством и плюс еще четыре независимых. Здесь не надо ничего путать. Они специально манипулируют данными. Ведь процесс корпоративизации и процесс совершенствования корпоративного управления – совершенно не связаны с законом о вопросах корпоративизации. Тем более, что в действующем уставе, зарегистрированном Министерством юстиции и утвержденном 31 июля 2020 года – это все четко прописано», — указала специалист.

Более того эксперт упомянула, что недавно Министерство энергетики Украины приняло два соответствующих приказа: первый от 16 октября «об основных принципах создания Наблюдательного совета» и второй приказ №667 от 20 октября «о порядке формирования» этого совета.

«Поэтому в контексте деятельности органов государственного управления «Энергоатомом», то министерство сделало все шаги для того, чтобы действительно начать реформирование корпоративного управления НАЕК «Энергоатом», — подвела итоги Кошарная.

Напомним, что новая редакция устава госпредприятия НАЭК «Энергоатом» утверждена после совещании руководства предприятия с представителями Минэнерго. Сторонам удалось найти решение всех спорных вопросов. Вследствие этого НАЭК отозвал свой судебный иск против министерства.

Согласно договоренности, в НАЭК должны будут согласовывать оргструктуру с Минэнерго, предоставлять отчеты о выполнении финплана. Отдельно была предусмотрена персональная ответственность руководителя предприятия и согласование министерством договоров об аудиторских проверках предприятия.

Читайте также
19 июня 2024 года - 8:27
С начала российского полномасштабного вторжения аграрный сектор понес убытки на...
18 июня 2024 года - 18:47
Нового повышения тарифов на электроэнергию в Украине в ближайшее время...
11 июня 2024 года - 11:48
Рынок труда в мае напоминал безлюдную пустыню: количество соискателей и...
6 июня 2024 года - 12:36
Кадровый дефицит в Украине становится серьезной угрозой для экономики в...