В Украине за ложь в декларации лишили свободы лишь одного фигуранта дела, сообщили во фракции «Слуга народа». Депутаты считают, что такой показатель вызван тем, что в большинстве случаев судьи считают такое наказание несоизмеримым правонарушению.
Норма законодательства о заключении за недостоверное декларирование должностных лиц оказалась неэффективной.
Рабочая группа по урегулированию конституционного кризиса пришла к согласию, что общественные работы – «это будет более эффективный способ воздействия на ту категорию, к которой планируется применять статью».
Конституционный Суд Украины 27 октября 2020 года отменил часть положений антикоррупционных законов и указал, что установление уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверных данных, а также — за умышленную неподачу деклараций является чрезмерным наказанием за совершение таких правонарушений.
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в связи с решением КСУ 28 октября закрыло доступ к реестру электронных деклараций и прекратило их проверку, хранение и обнародование. Глава агентства Александр Новиков назвал решение КСУ «сокрушительным поражением антикоррупционной реформы».
Глава КСУ Александр Тупицкий сказал, что НАПК специально «разогнало ситуацию», а судья КСУ Игорь Слиденко заявил, что решение суда не предусматривало необходимости закрывать реестр.
29 октября, после заседания СНБО, во исполнение распоряжения Кабмина НАПК открыло доступ к реестру электронных деклараций.
Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, которым предлагается признать неправомерным решение КСУ, лишить полномочий весь состав суда и назначить новый, а также обеспечить непрерывность действия антикоррупционного законодательства.
Тупицкий заявил, что этот проект закона имеет признаки конституционного переворота и противоречит двум статьям Конституции Украины.
Сегодня глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко комментирует факт информационных войн между антикоррупционными структурами и анализирует потери госбюджета от провала антикоррупционной реформы.
«Трудно говорить о прямых потерях госбюджета от решения КСУ, — говорит Игорь Чаленко. — Начну с другого — с постоянных информационных войн между НАБУ (Национальным антикоррупционным бюро) и другими структурами, призванными бороться с коррупцией.
Мы видим, что между ними происходят постоянные информационные войны. Как в начале этого года, когда НАБУ обвинили в том, что оно якобы принесло в госказну всего 14 тысяч гривен.
А потом НАБУ немного информационно приходит в себя. И уже через другие каналы коммуникации отчитывается о 58 миллионах или о 68 миллионах гривен, не помню точно».
Однако, сколько бы не принесли антикоррупционные органы в бюджет, по мнению эксперта, если говорить об общем финансировании антикоррупционной вертикали, то это не идет ни в какое сравнение с 3,7 миллиарда гривен, которые истратились в этом году на НАБУ, НАПК (Нацагентство по противодействию коррупции), САП (Специализированную антикоррупционную прокуратуру), Высший антикоррупционный суд и тому подобное.
«Но крах антикоррупционной реформы из-за решения КСУ — это действительно вопрос нашего престижа в мире, — продолжает глава Центра анализа и стратегий. — И как мы видим, конечно, могут быть вопросы, они и есть и у наших зарубежных партнеров.
Наши зарубежные партнеры, я так понял, так до конца и не опомнились относительно решения о признании неконституционной статьи Уголовного кодекса о наказании за недостоверное декларирование.
Но все же надо из этой ситуации выходить, решать конституционный кризис. Но пока у нас, как мы наблюдаем, вопросы антикоррупционной вертикали продолжают вращаться вокруг конкретных персоналий и только лишь обостряются информационные войны между структурами.
Например, сейчас мы видим ситуацию, которая разворачивается вокруг господина Сытника — директора НАБУ. По моему глубокому убеждению, эта информвойна не прибавит богатства нашей стране.
В принципе, что касается именно потерь госбюджета, то я бы говорил о потенциальных потерях от скандального решения Конституционного суда.
Ведь остановленные в результате этого решения уголовные дела могли бы следующем году принести пусть не сотни миллионов, но десятки миллионов гривен в государственную казну».
Напомним, НАБУ просит заменить прокурора, который ранее закрыл дело «Роттердам +». Стало известно, что просьба следователей рассматривают в Офисе генпрокурора уже месяц. Об этом сообщают журналисты «Первого Делового» телеканала.
Также ранее мы сообщили о том, что Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности в ближайшие дни должен рассмотреть президентский законопроект о возобновлении ответственности за недостоверное декларирование и предложенную рабочей группой редакцию, чтобы наработать компромиссный вариант документа.