Украина ищет возможности, как усилить энергетическую безопасность страны. Киев накануне принимал делегацию нефтяного польского концерна Orlen, с которым намерен расширить совместную работу. Для Минска эти переговоры могут быть интересны тем, что Orlen, как и белорусские компании, поставляет среди прочего бензин и битум.
«Украина заинтересована в увеличении инвестиций из стран Европейского Союза, США, Канады. Они имеют стратегическое значение для интеграции украинской экономики в западный экономический мир», — сообщили в МИД Украины.
Там также подчеркнул, что потенциальное расширение работы польского нефтяного концерна Orlen в Украине позволит усилить энергетическую безопасность страны и диверсифицировать энергетический рынок.
Украина всегда была премиальным рынком для белорусской «нефтянки». Так, в 2020-м по статье «Нефтепродукты» Беларусь продала украинским покупателям товара на 2 миллиарда долларов. По графе «прочие дистилляты» — 1,6 миллиарда. Немало было продано и с начала 2021-го.
Из-за санкций ЕС для белорусской «нефтянки» остаются три направления: внутренний рынок, страны СНГ и Украина. Первые два «перелиты топливом». Поэтому Беларусь не спешит вводить санкции против Украины.
Александр Сиренко, аналитик компании «Нефтерынок», говорит об этом так:
«Безусловно, главная причина того, что в Украине резко изменилась ситуация с битцмом – это президентская программа «Большое строительство». Мы закупаем битум и у отечественных производителей. Но импорт сейчас превышает производство в Украине. Больше всего импортируем из Беларуси, Польши. Новый проект для Украины – перевалка битума морем, в Одеской и Николаевской области. А поставщики – и Испания, и Италия, и Греция».
Между тем по статистике, постоянно повышаются цифры по белорусскому импорту. На сейчас эта страна среди лидеров-поставщиков. Эксперт говорит, что у нас, в Украине, практически исчезла сфера нефтепереработки. Осталось два крупных предприятия, но этого катастрофически мало.
«Иногда поставки по импорту превышают 80% по потреблению», — акцентирует внимание эксперт.
Раньше возили и из России, но РФ объявила запрет. Также и в РБ – поскольку Беларусь и ее компании оказались под санкциями, которые Украина также должна учитывать. Между тем эксперт говорит о том, что Украина справится и без белорусского битума, а вот ценовой вопрос изменится. Иными словами, битума меньше не станет, но он может подорожать.
Много интересного о поставках битума, так называемом морском окне, о том, есть ли на сегодня план «Б», который перекроет отсутствие белорусского битума, Александр Сиренко рассказал в эфире «Первого Делового» телеканала.