«Укрзализныцю» готовят к продаже некоему могущественному бенефициару, с этой целью стратегическое госпредприятие намеренно доводится до банкротства. В рамках этого плана в глазах потенциального покупателя УЗ сначала активно «набивали цену» (за счет ничего не значащих соглашений с Deutsche Bahn, другими западными партнерами), а сейчас начался второй этап – доведение до банкротства, с тем чтобы таинственный покупатель заплатил за него минимальную цену.
По данным «Аудита экономики Украины», УЗ находится в предкризисном состоянии. На конец первого полугодия 2020 года убытки УЗ составили около 9 млрд грн; кредитный портфель в 2019-м достиг 40,8 млрд грн, а на конец этого года он может составить 46 млрд грн.
Изношенность подвижного состава «Укрзализныци» буквально с каждым месяцем становится все очевиднее. В течение последнего года в украинских СМИ регулярно пишут об авариях на ж/д, вызванных продлением некоторыми недобросовестными операторами сроков эксплуатации «доисторических» вагонов (в нарушение действующих нормативов).
Изношенность локомотивов составляет более 95%, из 26,7 тыс. км главных железнодорожных путей 6,4 тыс. км требуют капитального ремонта, а еще 2,7 тыс. км – реконструкции.
А чтобы было не с кого спросить, руководящий состав постоянно меняется. В этом году УЗ поруководили уже 4 человека.
Роман Веприцкий, экс-член набсовета УЗ, говорит о ситуации так:
«На сегодня берутся новые кредиты, чтобы отдавать старые. По разным подсчетам УЗ должна внешним кредиторам около 50 млрд. Формирование дальнейших кредитных портфелей будет выполнятся с учетом этой ситуации».
Эксперт говорит о том, что государство совершенно не обращает внимания на УЗ, потому расчета на то, что в следующем году это будет, не приходится.
«То, что я вижу – системная работа, направленная на банкротство. Но оно настало уже фактически. Моя позиция – я против иностранных специалистов. Мы работали. У нас есть качественные результаты работы», — говорит эксперт.
Занижение стоимости грузовых перевозок – вопрос сложный и неоднозначный. Стоимость вагона, по мнению эксперта, должна быть конкурентоспособной, это же рынок. Однако по состоянию на сегодня только 7% грузов везется вагонами УЗ, если сейчас ситуация стала меняться в сторону реальной стоимости – это хорошо.
Ну, и самый «горячий» вопрос – банкротство. Отсутствие стратегии, постоянно меняющееся руководство, неопределенность власти по отношению к УЗ – все это играет огромную роль.
Много важной и полезной для понимания общей картины происходящего информации Роман Веприцкий дал в ответах на вопросы ведущей в эфире «Первого Делового».