Главными причинами получения почти 12 млрд грн убытка госкомпанией «Укрзализныця» в 2020 году стали непрофильные активы, обслуживание кредитов и невыполнение планов грузовых перевозок.
Об этом говорится в отчете Счетной палаты.
В частности, аудиторы определили такие источники убытков «Укрзализныци»: 11 млрд грн – из-за невыполнения планов доходов от грузовых перевозок; 7,6 млрд грн – из-за отсутствия реализации непрофильных активов; 5,5 млрд грн – из-за увеличения курсовых разниц; 3,4 млрд грн – из-за отвлечения средств на непроизводительные расходы за обслуживание 23 заключенных кредитов; 417 млн грн – из-за осуществления расходов на уплату штрафных и финансовых санкций во исполнение решений суда.
В Счетной палате отмечают, что реализация непрофильных активов напрямую зависела от эффективности управления компанией. Кроме того, расходы были не откорректированы.
При этом «Укрзализныця» потратила 457 млн грн на санатории и 221 млн грн – на содержание жилищно-коммунального хозяйства, права собственности на объекты которого сомнительны.
Ущерб УЗ от коррупции за 2020 год составили 8 млрд грн. Об этом свидетельствуют данные Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), сообщила глава Временной следственной комиссии Верховной Рады по УЗ народный депутат Юлия Гришина.
«НАБУ провело значительную аналитическую работу по закупкам Укрзализныци. И таки не зря. Убытки Укрзализныци от коррупции в закупках детективы оценили в 8 млрд грн. И это только за последний год. 8 млрд грн в год – это 666 млн грн в месяц. Это 21 млн грн в день и почти 1 млн грн в час», – заявила Гришина.
Об этом говорилось в эфире телеканала «Первый Деловой» с Александром Бондаренко, правозащитником, координатором программы Поездка.
В частности, он прокомментировал злоупотреблении УЗ на расходах по празднованию Нового года, а именно — на елке. Правоохранители расследуют возможное хищение средств при заключении соглашений на установку, украшение новогодних искусственных елок и помещений железнодорожного вокзала в столице.
«Это типичный коррупционный пример, как мне кажется. Я гарантирую, что никого за это не накажут. Потому что такие наглые злоупотребления не могут совершаться без крышевания сверху. Поэтому может в крайнем случае найдут какого-то козла отпущения, которому кивнут пальцем, скажут: «такого больше не делай». Ну и на этом все кончится. Потому что «Укрзализныця» отреагировала на обвинения в этом очень оперативно. В пресс-службе подключились буквально ночью, я за этим наблюдал. Если я не ошибаюсь, там и в телеграмм-канале, и на официальном сайте, что: «нет, у нас есть елка, она стоит 600 тысяч гривен. Все будет прекрасно, а на Южном вокзале мы еще раньше елку поставили». Ну, то есть «Укрзализныця» и коррупция – это уже, по-моему, такой сплав, который разрывать будет очень тяжело. Но нужно. И это такой яркий коррупционный пример», – подчеркнул эксперт.