Компании Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») по итогам 2020 года сократили убытки более чем в 16 раз.
«Сводный финансовый отчет 2020 года продемонстрировал — оптимизация работы подчиненных «Укравтодору» предприятий помогает выполнять самые большие за все время независимости объемы строительства и ремонтов дорог с меньшими убытками для государства», — говорится в сообщении компании.
Отмечается, что в целом в состав «Укравтодора» входят 23 субъекта хозяйствования, из них 11 государственных предприятий являются экономически активными. В 2020 году они получили чистую прибыль в размере 13,5 млн грн. Лидирует ГП «ГосдорНИИ» с прибылью 9,4 млн грн.
Еще 11 предприятий «Укравтодора» находятся в стадии ликвидации, реорганизации или вовсе прекратили деятельность.
Кроме того, в состав агентства входит акционерное общество ГАК «Автомобильные дороги Украины». Оно завершило год убыточным, но размер убытков по сравнению с позапрошлым годом уменьшился с 443,2 млн до 130 млн грн.
Суммарно по результатам 2020 года убытки 23 предприятий «Укравтодора» снизились более чем в 16 раз — с 1,6 млрд до 116,5 млн грн.
Свое мнение на этот счет высказала Александра Азархина, руководитель отдела поддержки реформ «Укравтодора».
«Укравтодор не является компанией, он не строит и не ремонтирует сам дороги. Он является центральный орган исполнительной власти, задача которого, правильно организовать процесс, чтобы была единая государственная политика, направленная на развитие государственной сети.
При переходе от плановой к рыночной экономике, у нас есть много государственных учреждений. Собственно Укравтодор чисто распоряжается средствами, а убыточность имеют лишь те компании, которые в его структуре, а именно — проектные институты, научные институты.
Но все эти миллиардные тендеры, которые позволили нам обновить 4000 км дорог в прошлом году, — это в основном частные компании. Здесь работа Укравтодора была в том, чтобы открыть рынок, обеспечить единые правила игры, запустить туда подрядчиков. Единственная компания, которая в структуре Укравтодора еще выполняет какие-то строительные работы — это ГАК «Автомобильные дороги Украины», — отмечает эксперт.
Александра Азархина говорит, что конкурируя на рынке с частными компаниями, облавтодоры выходят с ценой, что ниже рыночной. Их работу недооценивает заказчик, таким образом они становятся не конкурентными и убыточными.
«Заказчики имеют всем компаниям в равных долях оплачивать их работу. Здесь мы не видим критической ситуации, ведь Укравтодор всем компаниям оплачивает.
В дочерней компании Укравтодора действительно устаревшая техника, в которую никто не инвестировал. Известно, что Укравтодор очень сильно ужесточил требования к подрядчикам. Теперь от них требуется опыт, наличие людей и техники, поэтому облавтодоры опять же неконкурентные», — резюмирует специалист.