«Ситуация с карантином отразилась на «Укрзализныце» — эксперт

Поделиться:

Европейский союз отмечает критическое финансовое положение АО «Укрзализныця».

«Финансовое положение нереформированной «Укрзализныци» остается критическим», — говорится в тексте отчета.

ЕС отмечает, что в сфере транспорта к настоящему времени не были приняты ключевые законопроекты об открытии рынков, в том числе о железнодорожном и внутреннем водном транспорте, опасных грузах и мультимодальных перевозках.

Помимо этого, как подчеркивается в тексте, все еще не приняты план действий по реализации Национальной транспортной стратегии, а также комплексный план действий по реформированию инфраструктурных проектов, важный для обеспечения основы для введения стандартов ЕС в области управления инфраструктурой.

Сама УЗ по итогам 2020 года ожидает получить убыток в размере 12-14 млрд грн.

Следует отметить, что состояние активов ПАО «Укрзализныця» продолжает ухудшаться и тянуть ко дну всю железнодорожную сферу, включая частных перевозчиков.

Состояние монополиста на рынке доступа к магистральной инфраструктуре и предоставления услуг тяги, оценивается в 270 млрд грн, из которых 220 млрд грн — собственный капитал. Кредитный портфель превышает 34 млрд грн, из них 90% — в валюте. Это обстоятельство из-за нестабильности курса ложится тяжелым бременем на компанию.

На состояние компании влияет налоговая нагрузка (15 млрд грн по итогам 2016 года), социальная нагрузка в виде убыточных пассажирских перевозок и низкий уровень удерживаемых государством тарифов. Все это ограничивает финансовые возможности по привлечению инвестиций.

Свое мнение по этому поводу выразил  специалист в сфере транспорта, Виктор Медвидь.

«Я думаю, что у железной дороги достаточно хорошая материально-техническая база, которая соответствует нынешнему финансовому состоянию железной дороги. Следует отметить, что ситуация с карантином отразилась на недополучении прибыли по пассажирскому направлению. Железная дорога, относительно других предприятий транспортной отрасли мира, пострадала меньше всего.

Железная дорога декларирует то, что пассажирское направление — убыточное. При условии того, что железная дорога не функционировала несколько месяцев во втором квартале, поэтому все условно-постоянные затраты были перенесены на другие направления, поэтому и прибыль тоже уменьшилась» — говорит эксперт.

По словам Виктора Медвидя, критического падения грузовых перевозок не произошло. Видно то, что железная дорога продолжает свою текущую тактику по поводу работы с закупками — тендеры как были непрозрачными, так и остались. Помимо этого, стоимость обслуживания и долгов достаточно высокая, хотя это инфраструктурное предприятие может брать наилучшие условия, по сравнению с другими участниками рынка.

«Я не согласен с позицией того, что железная дорога в критическом состоянии. Определять финансовое состояние следует из следующих параметров: есть ли спрос на услуги? Растет ли спрос? Есть ли резерв по повышению стоимости услуг?

Железная дорога — это специфическое инфраструктурное предприятие, которое до недавнего времени выполняло функцию регулирования других отраслей.  Если бы ЖД работала только как коммерческое предприятие, то оно было бы сверхприбыльным по многим направлениям деятельности.

Я согласен, что устаревает оборудование, потому то деньги уходят не по целевому назначению» — отмечает специалист.

Виктор Медвидь объясняет, что железная дорога стоит по самым скромным подсчетам стоит порядка 300 млрд гривен, но если сделать хорошую предпродажную подготовку, она могла бы стоить и триллион гривен. Даже при В.Ф. Януковиче, когда ее акционировали, получи предпосылки для приватизации. Сегодня, с учетом тех рисков, которые есть в нашем государстве, вряд ли какой-то из инвесторов, кроме глобальных международных, могли бы зайти в эту ситуацию.

«Что касается оценки ЕС, представители Евросоюза лоббируют интересы своих предприятий. Они под эти программы выделяют соответствующее финансирование.  При этом, чрезмерное кредитование ЕБРР или МФ для Укрзализныци не является выходом из ситуации. Поэтому громким заявлениям о приватизации УЗ доверять не стоит» — резюмировал эксперт.

 

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу