Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» подала в Министерство энергетики финансовый план на 2021 год.
В случае его утверждения предприятие сможет получить прибыль и рассчитаться с долгами, чтобы продолжить реализацию важных технических и социальных проектов. В пресс-службе отметили, что финансовый план ГП «НАЭК «Энергоатом» на 2021 год подготовлен, исходя из модели финансового ПСО, и рассчитан при условии продажи 100% продукции компании на всех сегментах рынка электрической энергии.
Как напомнили в компании, обязанности ПСО правительство возложило на Энергоатом в июне 2019 года. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 05.06.2019 г. №483 85% электроэнергии, вырабатываемой украинскими атомными станциями, компания должна была продавать по себестоимости государственному предприятию-посреднику. В настоящее время 50% вырабатываемой электроэнергии Энергоатом отдает ГП «Гарантированный покупатель» по цене 1 коп/кВт.
Механизм ПСО рассматривался правительством как временный, и срок действия действующего положения заканчивается 31 декабря 2020 года.
Финансовым планом ГП «НАЭК «Энергоатом» на 2021 год (в соответствии с прогнозным балансом, утвержденным Министерством энергетики 4 ноября 2020 года) предусмотрен отпуск 69 923 млн кВт-ч электроэнергии АЭС, что на 1418 млн кВт-ч меньше прогнозного показателя 2020 года.
В то же время чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предусмотрен в объеме 78 046,9 млн грн, что на 31 385,9 млн грн, или 67,3%, больше прогнозного показателя на 2020-й год.
Свое мнение по поводу сложившейся ситуации высказал Олег Слободян, заместитель руководителя департамента коммуникаций «Энергоатом».
«Крайнее изменение системы ПСО, когда Энергоатом начал продавать электроэнергию гарантированного покупателю в рамках ПСО по 1 копейке, а остальные 40 на рынке двусторонних договоров. Эта система была предложена Энергоатомом как временная, и дала положительный эффект для стабилизации финансового состояния компании.
Проблема была в том, что ГарПок, которому отдавал Энергоатом электроэнергию по себестоимости, а не рассчитывался с Энергоатомом, что привело к образованию около 9 млрд гривен долгов только в этом году. Для того чтобы не приумножать эти долги и не увеличивать финансовую нагрузку, Энергоатом предложил 50% отдавать по 1 копейке, но остальные 50% электроэнергии будут продаваться на рынке двусторонних соглашений. Ведь раньше этого права Энергоатом не было.
Эта ситуация положительно повлияла на финансовое состояние компании. Система ПСО на следующий год еще не определена, а постановление правительства, которое действует с мая 2019 года, срок ее истекает 31 декабря 2020 года «- говорит эксперт.
По их мнению, Олега Слободяна, для Энергоатома было бы самым удачным вариантом, вернуться к ситуации, которая была в мае 2019 есть торговать на всех сегментах рынка, и таким образом заработать необходимые средства, чтобы рассчитаться с долгами и выйти в какой-то устойчивую прибыль для дальнейшего в отрасли.
«Давайте разложим все по полочкам. Энергоатом выступает за корпоратизацию, более того, мы выступили инициатором этого процесса, и к сожалению, длительное время нужно было доказывать в Минэнерго необходимость корпоратизации такой большой государственной компании, как Энергоатом. Наконец, когда Министерство энергетики согласилось с самим фактом корпоратизации, здесь появились предпосылки для того, пытающихся телеги ставить впереди лошади, как говорится в народе.
Процесс корпоратизации велся с учетом международного опыта и с уже готовыми наработками. Там все прописано. Сначала все нужно закрепить на законодательном уровне, должно быть акт по этому поводу, а потом уже начинается корпоратизация и создание наблюдательного совета. Однако, сейчас мы видим, что несколько позиций перепрыгиваются и первую позицию относится введение Наблюдательного совета. Но куча организационных вопросов остается без ответа «, — отмечает эксперт.
Олег Слободян считает, что Энергоатом заинтересован в плодотворном сотрудничестве и активном диалоге с Министерством энергетики. Но поскольку такого диалога не было, то к сожалению, Энергоатом вынужден был выступить с инициативой, чтобы компания была подчинена напрямую Кабинета министров. Отклика на предложения, содействие в работе со стороны Минэнерго компания не видела.
«Даже при таких сложных отношениях, которые сейчас сложились между Энергоатомом и Министерством энергетики, в последние месяцы этот разговор был. Она развивалась по синусоиде, когда были периоды взаимного понимания и поддержки, а были периоды, когда не было никаких точек пересечения. Мы за то , чтобы динамика этого диалога всегда была на высшей ступени. Мы за изменение принципа этих отношений. Как будет фамилия министра Минэнерго, для компании неважно. Главное, чтобы министр понимал государственные интересы, ставил их в первую очередь, а государственная компания развивалась не по дискриминационными условиями «- резюмирует специалист.