«Пройдешь таможню и нечего продавать»: эксперты рассказали, как бизнес работает на таможне

Поделиться:

Министерство цифровой трансформации Украины готовит комплекс IT-реформ таможенной сферы совместно с Государственной таможенной службой. Об этом сообщили в министерстве.

«Цифровизация сделает таможенную систему более автоматизированной, прозрачной и ориентированной на человека. Наша общая задача — автоматизировать таможенное оформление всех товаров. Сейчас в разработке первый модуль, а именно — таможенное оформление автомобилей и почтовых отправлений», — отметили в Минцифры.

Как пояснили в ведомстве, уже сегодня украинцы могут рассчитать стоимость таможенного оформления автомобиля, написать жалобу относительно работы таможни и получить ответ быстро и онлайн, посмотреть карту и оснащение таможни и получить аналитические отчеты относительно работы таможни. С новой системой можно будет просчитать наперед все оплаты, налоги, пошлины и оплатить их онлайн, и также увидеть результаты работы таможни, где каждый показатель будет открыт и прозрачен для всех.

Подробности темы рассказали координатор таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации Наталья Артемчук, бывший глава государственной таможенной службы Максим Нефедов и член правления таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации Александр Лазарев в эфире телеканала «Первый Деловой».

По словам Натальи Артемчук, сейчас многие специально используют ситуацию для того, чтобы создать возможность использовать некоторые коррупционные составляющие в рамках процесса таможенного оформления.

«Тогда кое-кто из людей с не очень хорошей репутацией сможет нажиться на этом процессе. Так как действительно сейчас заезд в таможенный терминал – достаточно дорогостоящая процедура. Также здесь стоит учесть разгрузку и загрузку машин и другие таможенные манипуляции, которые вместе действительно обходят дорого», — сказала она.

Также эту тему дополнил Александр Лазарев, который заявил, что здесь идет речь о достаточно простых расчетах.

«Тут цифры очень простые, так как речь идет об открытом рынке услуг таможенных терминалов. Там каждый такой терминал оценивается от 1 тысячи гривен. Плюс нужно учесть платный простой за сутки – это примерно 230 гривен, хотя все конечно же зависит от позиции руководства терминала. Но в целом грузовые работы в такую погоду и еще в пандемию вынуждают искать места, где это можно сделать по правилам и так, чтобы не повредить товар. Это дополнительная проблема. Поэтому при стопроцентном мытном осмотре может случиться так, что уже и нечего будет продавать, поскольку все может повредиться. Мы с этим сталкиваемся постоянно и на разных таможнях ситуация выглядит немного иначе, но мы обратили на проблему внимание, когда к нам напрямую стали обращаться представители международных компаний. Здесь мы уже не говорим о мелких или средних импортерах, а речь идет уже о крупных игроках рынка», — сказал специалист.

При этом Артемчук заявила, что действующие руководители департаментов были предупреждены о том, каким образом, на каких этапах и коды каких товаров могут быть заблокированы.

«Звучало обещание о том, что в ближайшие несколько дней ситуация со стопроцентным блокированием товаров измениться. На прошлой неделе мы увидели, что изменения прошли совершенно незначительные, то есть можно сказать о том, что кардинально ситуация не поменялась. В связи с этим мы обратились с официальным письмом со стороны нашей ассоциации и привлекли к этому ряд компаний, чтобы было понятно, что это далеко не надуманная проблема. Мы продолжаем держать руку на пульсе. Некоторые компании уже сообщили, что ситуация немного улучшилась, но ряд компаний все еще испытывает с этим трудности, так как для них ситуация остается без изменений», — уточнила эксперт.

При этом стоит отметить, что сейчас новоназначенный руководитель таможенной службы Украины формирует руководство на уровне региональных таможен.

«Давайте будем откровенны, господина Рябикина сейчас обложили заместителями, каждый из которых был назначен от конкретных людей, что в свою очередь заинтересованны во влиянии на таможню. То есть говорить о том, что ему дали свободу в наборе команды – достаточно сложно. Я лично очень позитивно отношусь к господину Рябикину и считают его достаточно профессиональным менеджером. Я рад, что на таможне появился руководитель, который обладает знаниями в этой отрасли. Но в условиях, когда у него нет полноценных полномочий в кадровых вопросах, в условиях, когда он публично должен публиковать заявление по поводу своей отставки из-за того, что ему навязывают каких-то людей с СБУ со своими собственными полномочиями в управлении таможни – понятно, что ожидать продолжения плана реформ нельзя. Насколько я вижу, до сих пор не оглашены открытые конкурсы на глав региональных таможен. Часть из них будет назначаться простым переводом из одной таможни в другую. Конечно же очень сложно ожидать, что это все могло бы привести к каким-то фантастическим результатам. Как говорил Эйнштейн: делать то же самое и ожидать хорошего результата – это шизофрения. Поэтому сейчас мы занимаемся шизофренией, вместо того, чтобы признать наличие плохих тенденций на нашей таможне», — прокомментировал таможенную политику Украины Максим Нефедов.

Напомним, что президент Владимир Зеленский настаивает на ускорении процесса реформирования украинской таможни, которая должна стать прозрачным, понятным и удобным сервисом для предпринимателей и граждан.

Об этом он сказал во время рабочего совещания с председателем Государственной таможенной службы Павлом Рябикиным.

Читайте также
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу
28 февраля 2022 года - 9:44
Украина уже уничтожила 29 самолетов РФ