Кабинет Министров и Международная финансовая корпорация будут развивать проекты государственно-частного партнерства в Украине.
Об этом шла речь в ходе онлайн-встречи Премьер-министра Дениса Шмыгаля и управляющего директора, исполнительного вице-президента Международной финансовой корпорации (МФК) Махтара Диопа.
Они обсудили сотрудничество в сфере инфраструктуры и энергетики, развитие регионов и рынка капиталов.
Глава правительства подчеркнул, что Украина активно восстанавливает инфраструктуру и стремится развивать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
По его словам, МФК и Мининфраструктуры согласовали первые два участка дороги для будущих проектов ГЧП: Луцк – граница Польши и Харьков – Запорожье.
«Мы планируем, что соглашения с МФК будут заключены до конца этого года. Строительство за счет частных инвесторов будет происходить впервые. Очень важно привлечь качественных инвесторов в первые пилотные проекты, чтобы масштабировать механизм на большее количество объектов», — заметил Шмыгаль.
Премьер-министр отметил высокий уровень сотрудничества с МФК по подготовке пилотных проектов концессии морских портов «Ольвия» и «Херсон».
Он добавил, что учитывая положительные результаты концессии, сотрудничество будет продолжено и по «Морскому торговому порту «Черноморск».
«Надеемся на ускорение работы по имплементации других проектов государственно-частного партнерства, в частности по аэропортам, и концессий железнодорожных вокзалов», — отметил глава правительства.
Об этом в эфире телеканала «Первый Деловой» говорили с советником премьер-министра Украины Кириллом Криволапом.
«Проекты концессий – это всегда небыстрый возврат инвестиций. Законодательством предусмотрен соответствующий механизм. Есть много предохранителей. К примеру, по каждой концессии заключен договор с конкретным концессионером. И на этого концессионера накладывается как социальная составляющая, например, сохранить рабочие места, и экономическая — сохранить перевалку определенных грузов. Есть пример порта «Ольвия». Концессионер QTerminals должен вложить в развитие порта почти 3,5 миллиарда гривен, имеет обязанности по перегрузке определенной. Именно эти показатели определяют успешность проекта», – отметил он.
По его словам, в странах, где активно и много реализуется концессии, по статистике, большую часть обязанностей и рисков берет на себя государство. А в Украине этот инструмент относительно новый и риски для государства неясны, поэтому сейчас государство пытается переложить на концессионера все по максимуму.
«Если бы у нас государство действительно было эффективным упорядитель для инфраструктуры – мы бы видели и развитие инфраструктуры, и мы бы видели сервисы, как потребители, и мы были бы удовлетворены этими сервисами. Поэтому концессия – это эффективное, разумное решение. Не нужно бояться. Для государства выгодно передать аэропорты и ж/д вокзалы в концессию», — отметил он.