ГАК «Автомобильные дороги Украины», 100% акций которой принадлежит «Укравтодору», отчиталась об убытках в 118 млн грн за три квартала 2021 года. Об этом свидетельствует отчет по выполнению показателей финплана.
Среди причин ущерба в компании назвали:
- недостаточный объем поступлений от заказчиков за выполненные работы по ремонту и эксплуатационному содержанию автомобильных дорог;
- блокировка счетов компании и невозможность участия в тендерах;
- расходы по содержанию производственных баз, используемых в производственной деятельности.
Государственная компания владеет активами на 6,4 млрд грн и имеет 3,6 млрд грн финансовых обязательств. С 2018 года сумма активов снизилась на 100 млн грн, а сумма обязательств наоборот выросла на 400 млн грн.
На 27 дочерних предприятиях компании работают 12 543 человека. Средняя заработная плата работника составляет 9000 грн, менеджера среднего звена — 15 000 грн, руководителя — 36 000 грн. При этом заработная плата члена наблюдательного совета составляет 238 000 грн, что в 26 раз больше, чем вознаграждение одного работника.
По результатам 2020 года компания «Автомобильные дороги Украины» отчиталась о чистом убытке на сумму 130 млн грн. В ГАК заявляли, что 90% техники и оборудования устарели и нуждаются в обновлении.
Подробности темы рассказала проектный менеджер команды поддержки реформ в «Укравтодоре» Алина Мовчан в эфире телеканала «Первый Деловой».
«Дорожная техника устарела, и чтобы ее обновить нужно значительное финансирование. К сожалению, по сравнению с частными компаниями, где систематически инвестируют много средств в развитие, государственные компании в этом недостаточно заинтересованы, и сегодня требования к подрядчикам очень высоки именно для того, чтобы дороги строились качественными», — отметила эксперт.
По словам специалиста, основной причиной убыточности ГАК «Автомобильные дороги Украины» является неэффективное управление госкомпанией. Для того, чтобы исправить ситуацию, создаются наблюдательные советы и используются новые инструменты для просмотра устаревших подходов в управлении, отметила эксперт.
«Причина в неэффективном управлении, много лет «объедавшем» госкомпанию. То есть, фактически 30 лет нашу страну обворовывали, и то, что мы видим последние 10 лет — это результат такого управления. Именно поэтому в госкомпаниях создаются наблюдательные советы, используются новые инструменты для просмотра устаревших подходов в управлении. Компания движется к сокращению своих долгов, в частности, за счет оптимизации расходов и продаж своего имущества, которое не используется в работе», — пояснила эксперт.
Напомним, еще перед тем, как принять законопроект о Государственном бюджете на 2022 год, депутаты Верховной Рады сошлись во мнении увеличить расходы Дорожного фонда Украины.
Известно, что на первом чтении заседания ВР во время рассмотрения законопроекта о Госбюджете-2022 было предложено увеличить сумму средств, заложенных на ремонт украинских дорог. Обсуждаемый размер — 4,1 миллиарда гривен.