«Почти все карьеры УЗ воглавляют случайные для отрасли люди», – эксперт

Поделиться:

Карьеры «Укрзализныци» очень часто становятся предметом обсуждения широкой общественности. На этот раз все дело в том, что они стали убыточными. Ситуация эта наступила не сегодня и не вчера. Помимо этого карьеры в разное время становились объектами для пристального внимания правоохранительных органов.

Так, в 2019 году карьерами УЗ заинтересовались детективы НАБУ. В итоге о подозрении сообщили бывшему директору Трудовского карьера – его подозревали в растрате 1,2 млн гривен при экспорте щебня в Россию. А зимой 2020 года в дело вступила СБУ: в частности, специалисты службы «раскопали» частный карьер, который организовали чиновники УЗ – 60 га в Житомирской области, которые неслучайно находились на территории государственного карьера, принадлежащего государственному железнодорожному перевозчику. Тогда убытки были оценены в 1,3 млрд грн.

В апреле 2021 года подозрение было предъявлено экс-главе Центра управления промышленностью. В частности, Офис Генпрокурора отчитался, что чиновница не контролировала ситуацию на одном из карьеров и не следила за произведением взрывов, благодаря которым злоумышленники ограбили государственный карьер на 0,5 млрд гривен, добывая сырье, по сути, незаконными способами.

Известно, что карьеры УЗ – это не только щебень, но и песок, гранит и прочие стройматериалы, которые сейчас крайне нужны для президентской программы «Большое строительство». По состоянию на сейчас это 16 месторождений андезита, гранита, монцонита, диорита на Полтавщине и Житомирщине, Кировоградщине и Львовщине, а еще в Полтавской, Винницкой, Черкасской, Закарпатской, Донецкой, Ривненской, Запорожской, Днепропетровской областях. Также у компании есть еще шесть карьеров, действие спецразрешений на которые либо закончилось, либо не продлевалось.

Сейчас карьеры УЗ снова на слуху. Так, издание «Зеркало Недели» утверждает, что доступ к ним монополизировал глава комитета Верховной рады по вопросам транспорта Юрий Кисель.

Эту тему обсудили в эфире телеканала «Первый Деловой» с общественным деятелем Александром Бондаренко. В частности, он прокомментировал то, что в 2020 году в январе-июле было произведено более 2 млн тонн щебневой продукции на предприятиях УЗ, а до этого производили более чем вдвое больше — 7 млн ​​тонн.

«Такое сокращение связано с тем, что фактически железная дорога не ремонтирует пути в нужном объеме. То есть на сегодня из 20 с лишним тысяч километров — мы имеем почти 50% путей с просроченным ремонтом. То есть «Укрзализныця» таким образом снижает скорости перевозок. Для того, чтобы она нормально работала — это надо отремонтировать, но железная дорога сколько может отремонтировать — 100 километров путей? Так это ничто. С такими темпами понадобится 100 лет для того, чтобы отремонтировать все. То есть карьеры могут работать интенсивнее. И по моей информации они сейчас будут работать интенсивнее. Нас сейчас ожидает смена наблюдательного совета, смена правления. И соответственно — там на верхних, и на средних ступенях — тоже будет смена руководства. И насколько я понимаю, Кубраков (ред. министр инфраструктуры Александр Кубраков) не зря был назначен министром. Его назначили для «Большого строительства», — отметил эксперт.

Планируется потратить на реконструкцию железной дороги 100 миллиардов гривен.

«Сумма, на мой взгляд, не такая большая. У железной дороги намного выше потребности. Но если бы оно было потрачено все так, как следует… 50% этой суммы пошло на улучшение путей. Возможно, был бы прогресс. Вот, скажем, назначили наблюдательный совет, иностранцев. Поставили им задачу — сделать дорогу прибыльной. Но они ищут деньги не там. Здесь не лежит вопрос баланса между витрататмы и доходами. Почему-то все развитые страны основным рычагом увеличения финансовых показателей видят повышение скорости перевозок. Вот, если мы увидим, как падали доходы «Укрзализныци», и как падала скорость перевозок. Мы увидим, что это напрямую связанные показатели», — отметил эксперт.

Читайте также
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу
28 февраля 2022 года - 9:44
Украина уже уничтожила 29 самолетов РФ