Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о санкциях против юридических и физических лиц из России. Указ опубликован на сайте главы государства.
В то же время санкционный список на сайте не опубликован. Одно из решений СНБО засекречено.
Указывается, что контроль за выполнением решения СНБО Украины будет осуществлять секретарь ведомства. МИД Украины должен отдельно проинформировать о решении Киева представительства Евросоюза, США и «иных государств».
«Санкции — это экономические мероприятия, которые направлены на ограничение определенного рода деятельности, взаимодействия с определенными субъектами, как правило, не резидентами этого государства, которые направлены на то, чтобы заставить государство, на которое они направлены, изменить свое политическое поведение.
По большому счету, те санкции, которые вела Украина, вредят в первую очередь самой стране. Говорить о том, чтобы облегчить процесс ведения санкций, для чего? Для того чтобы Украине стало еще тяжелее в экономическом плане? У нас одновременно Россия является и экономическим стратегическим партнером, и страной-агрессором. Пока этот дуализм не будет устранен в законодательстве, эти санкции будут действовать против Украины.
Если исходить чисто из юридических моментов, то должен быть контроль со стороны Парламента, исполнительной власти, Международных институций, ведь это очень болезненный процесс. От санкций не бывает хорошо никому», — говорит адвокат Денис Невядомский.
Невядомский считает, что для того, чтобы ввести санкции в отношении гражданина Украины, необходимо наличие уголовно-правового аспекта. То есть, должно быть установлено, что лицо финансирует или каким-либо образом способствует терроризму. Нынешняя власть избегает этого аспекта, хотя это явное нарушение конституционных принципов.
«Во-первых, могу сказать, что санкции — это довольно популярный механизм, по которому государство причиняет меры экономического или иного характера по отношению к нерезидентам, в связи с тем, что они как-то негативным образом повлияли на интересы государства. Этот механизм является внесудебным, то есть нужно доказывать виновность лица, достаточно решения компетентного органа.
Когда наша юстиция бессильна, есть такой механизм как санкции. Но здесь есть очень много рисков. Например, в США вводится всего санкций. Фактически, этот механизм превратился из юридического на политический, а также на механизм для дискредитации», — говорит Сергей Назаренко, юрист-международник.
Сергей Назаренко уверен, что если промышленные мощности находятся на территории Украины, то лицо против которого были введены санкции, не может осуществлять любую деятельность. Поэтому механизм санкций в Украину не отработан ведь даже органы государственной власти не до конца понимают, как выполнять указы о наложении санкций.
«Если лицо попало под санкции, то с ним нельзя вести бизнес. Есть видимая сторона санкций, а есть «подводная». Внесудебный порядок введения санкций не лишает лицо, которое попало под ограничения, обжаловать их в судебном порядке. Таким образом, гражданин обязан доказывать, что он не верблюд. Тогда у него хотя бы есть возможность реализовать свое право на суд», — резюмирует адвокат Денис Невядомский.