«На авиаотрасль государство деньги предусматривало, но не выделяло» — эксперт

Поделиться:

Министерство инфраструктуры предложит Кабмину законопроект по поддержке авиационной отрасли на 500 миллионов гривен из госбюджета в 2021 году.

Для этого нужно создать новую бюджетную программу финподдержки украинской авиаотрасли в условиях пандемии COVID-19, средства планируется выделить из общего фонда госбюджета.

«Принятие законопроекта, регламентирующего создание соответствующей бюджетной программы, позволит: сохранить рабочие места, удержать надлежащий уровень заработной платы для персонала авиакомпаний, а также сократить расходы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы«, — пояснили в Министерстве инфраструктуры.

Предварительно в 2021 году планируется компенсировать украинским авиакомпаниям, осуществляли эвакуационные авиарейсы в 2020 году, около 25% общей суммы сборов аэропортов в аэропортах «Борисполь» и «Львов», а также около 25% платы за аэронавигационное обслуживание

Речь идет об авиакомпании Windrose, «Азур Эйр Украина», МАУ и SkyUp — они провели всего 170 эвакуационных рейсов. Общая стоимость таких рейсов, как отметили в министерстве, составляет около 104 миллиона гривен.

Планируется, что среди условий предоставления господдержки будет также отсутствие дел о банкротстве и не более шести месяцев просрочки по обязательным платежам

Ранее премьер-министр Денис Шмыгаль дал поручение Министерству инфраструктуры до 22 февраля разработать решение по поддержке отечественных авиаперевозчиков.

Подробности темы рассказал эксперт в сфере авиации Бондан Долинце в эфире телеканала «Первый Деловой».

«Если анализировать предыдущий опыт государственных программ, которые касались развития авиационной отрасли, то мы видим, что к сожалению, несмотря на то, что правительство регулярно предусматривало вложение больших средств в данную сферу, как правило, эти деньги все же не предоставлялись в полном объеме. Или же деньги просто не всегда были предусмотрены именно на те проблемы, которые могли бы позволить при своем отсутствии, развиваться этой отрасли. Поэтому увеличение долги государства может свидетельствовать о негативных тенденциях. В частности, о том, что сейчас правительство не готово подпускать приватный капитал и приватный бизнес в эту отрасль. Хотя, согласно международным практикам, именно приватные управленцы являются лучшими руководителями в этом бизнесе», — сказал эксперт.

Он считает, что это может в последствии создать достаточно долгосрочные негативные эффекты, которые повлияют на взгляды иностранных инвесторов в контексте вложения средств в эту отрасль.

«Инвесторы увидят в этом определенные риски из-за отсутствия и готовности страны стимулировать эту сферу путем привлечения приватных инвестиций. С другой стороны, это может и касаться проблемы наличия соответствующих проектов. Здесь конечно же речь идет о работе соответствующих государственных органов в контексте налаживания взаимодействия и привлечения соответствующих капиталов для той или иной деятельности. Конечно же здесь есть и определенные риски. К примеру, та же ситуация с «Мотор Сич». Здесь логично, что государственный аппарат может бояться возникновения аналогичных проблем в смежных отраслях авиастроительства», — указал Долинце.

Он акцентирует, что в этой ситуации нужно понять, что сейчас весь цивилизованный мир как раз стремиться к увеличению приватной доли капитала, который стимулировал развитие бизнеса.

«Такие отрасли являются более эффектными, чем те сферы, где речь идет о полном государственном управлении. Если говорит о первой редакции данного документа, тот он прежде всего разрабатывался другим министерством. Сейчас этим занимается министерство стратегической промышленности Украины и внедряет там свое видение развития отрасли. Сейчас очень сложно сказать, насколько это видение является правильным или неправильным, так как нужно оценивать конечный результат. Но если брать во внимание прошлый опыт, то мы видим, что несмотря на большое количество государственных программ в прошлом, в итоге страна либо не находила денег для полного финансирования отдельных отраслей. Особенно это касалось технологической сферы. В конечном итоге очень часто предусмотренные на отрасль деньги перенаправлялись на другие проблему. К примеру, на социальные нужды», — сказал эксперт.

Также он прокомментировал ситуацию с «Мотор Сич».

«Если в целом обсуждать темы вертолетостроения, то в целом в Украине уже полностью отработан цикл производства лишь у компании «Мотор Сич». Также было несколько альтернативных законопроектов. Один из них был под руководством «Укроборонпрома». Но пока что там дело дальше проектирования не продвинулось. Если говорить о современных моделях, то конечно же сейчас тот парк, который готов предоставить украинский производитель все же является продолжением советских разработок. Конечно же это за собой тянет другие различные трудности с производством и не полное соответствие текущим современным требованиям техники, если говорить о снабжении армии такими вертолетами», — рассказал Долинце.

Напомним, что в Министерстве инфраструктуры заявляют о необходимости поддержки отечественной авиаотрасли из-за экономических убытков, обусловленных пандемией коронавируса.

Как сообщил глава Мининфраструктуры, Украина была почти единственной среди европейских стран, которые не предложили действенных инструментов и форматов поддержки авиакомпаний во время коронакризиса.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу