В Украине началась так называемая налоговая амнистия, которая продлиться год. В этот период можно добровольно задекларировать активы, которые были приобретены в любой период до 1 января 2021 года на средства, которые раньше не были задекларированы и с которых не были уплачены налоги.
То есть активы, приобретенные после 1 января 2021 года, подлежат налогообложению в обычном порядке — получив доход с источником происхождения из Украины или за ее пределами, плательщик налога обязан в конце года подать декларацию и уплатить налог.
С нюансами добровольного декларирования можно ознакомиться в информационном письме № 22 от ГНС, в частности, налоговики отмечают, что амнистия не определяет временных рамок приобретения активов за счет таких доходов. То есть предусматривается, что нарушение налогового законодательства могло случиться и в периодах, по которым уже истек общий срок исковой давности в 1095 дней.
Кроме того, Минфин предоставил инструкцию по декларированию.
Декларированию будут подлежать валютные ценности (кроме средств в наличной форме), ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, части (паи) в имуществе юридических лиц, размещенные как в Украине, так и заграницей.
Подробности темы рассказал налоговый консультант Сергей Полищук в эфире телеканала «Первый Деловой».
«Здесь нужно начинать с того, что успех любой амнистии, с учетом опыта других государств, всегда держится на трех главных вещах. Это открытость, информационная поддержка и доверие к государственным институтам. В этом собственно и заключается успех многих стран, которые уже проводили у себя такие реформы. Если брать какие-то конкретные примеры, то инициаторы такой амнистии в Украине всегда приводят опыт тех стран, где это получилось. Но справедливо было бы отметить, что негативного опыта в этом отношении гораздо больше, нежели позитивного. Хотя конечно здесь стоит уточнить, что такое «позитив» и что такое «негатив» в данном контексте. Если брать именно фискальную часть, то успеха в этом деле не так уж и много. Наше правительство брало в пример такие страны, как Индонезия, Аргентина, Италия. Например, в той же Индонезии уплатили налогов на уровне примерно 10 млрд долларов. Немного меньше было в Аргентине и Италии», — сказал специалист.
При этом он отметил, что каждая страна требует своего специфического подхода к налоговой политике, который мог бы учитывать такие факторы, как «история», «ментальность», да и в целом экономические особенности государства.
«Нужно понимать, что каждая страна обладает своей спецификой и своей историей, а соответственно и своей налоговой культурой. Поэтому нельзя все страны равнять по одной планке и рассчитывать на такой же результат. Нашу страну можно условно назвать пост тоталитарной страной, поэтому мне кажется, что подходы, которые присущи другим государствам, нашей стране нужно использовать очень аккуратно. Также нужно учитывать ментальность украинцев. Ведь нашему обществу категорически не подходит все то, что ему пытаются навязать через силу», — считает эксперт.
Тем временем другие эксперты отмечают, что налоговая амнистия, в большей степени, нацелена на тех, кто выживал во время трудного периода 90-х. Одни выживали здесь, другие – ехали заграницу. Всех их объединяет одно – они работали нелегально, а значит, не платили налоги.
Беспокоиться о декларировании нужно не всем. Согласно закону, существует определенное количество имущества, в отношении которого государство согласно считать, что с него уплачены все налоги, если даже человек не подал декларацию.