Министерство финансов Украины начало подготовку Бюджетной декларации на 2022-2024 годы.
«Минфин начал процесс подготовки Бюджетной декларации на 2022-2024 годы. Документ определяет принципы бюджетной политики и показатели государственного бюджета на среднесрочный период и является основой для составления проекта государственного бюджета и прогнозов местных бюджетов», — указало на сайте Минфина.
Как сообщалось, Минфин в 2020 году перенес запуск среднесрочного бюджетного планирования, сославшись на неопределенность волатильности экономических прогнозов.
Верховная Рада 6 декабря 2018 года приняла в целом закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины о внедрении среднесрочного бюджетного планирования», которым ввела трехлетнее бюджетное планирование.
В принятом документе Минфин отвечает за составление Бюджетной декларации, определяющей бюджетную политику на последующие три года, и ежегодно совместно с другими главными распорядителями средств госбюджета обновляет ее и подает соответствующий проект Кабмину до 15 мая.
Свое мнение на этот счет выразил Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии.
«Ключевая причина прогноза — переход к среднесрочному бюджетному планированию. Это очень правильный процесс, потому что мы должны отходить от направлений почти всех расходов исключительно на государственное потребление, мы лучше планировать собственную государственные инвестиции в условиях, когда доля инвестиции в украинском ВВП является чрезвычайно низкой .
Для того чтобы эти инвестиции были эффективными, их нужно планировать на длительное время, чтобы понять, сколько средств является на них, чтобы финансирование не останавливалось на пол дороги. И мы не достраивали, как это было, например, с Охматдет, когда мы строили одну больницу в течение двух десятилетий «, — говорит эксперт.
Глеб Вышлинский считает, что следующим шагом должна быть деполитизация этого процесса, чтобы в прогнозах была реальность, а не амбиции политиков. Но сейчас можно приветствовать расширение горизонта планирования и прогнозирования в целом.
«Реалии формируются планами. Если ничего не планировать, то ты окажешься в хаосе. Поэтому, элемент планирования этот хаос уменьшает, потому что заставляет широкий круг лиц этого планирования задуматься над своими целями и достижениями», — отмечает специалист.
Вышлинский уверен, что надо различать политиков и чиновников. Они бывают разного качества, но сравнивать их нельзя. Если мы говорим о процессе макроэкономического прогнозирования, то команда, которая работает над этим в Министерстве экономики, чрезвычайно профессиональной.
Уже то, насколько политики прислушиваются к советам этих специалистов, это другой вопрос. Но нужно понимать, на кого можно во власти положиться.
«Понятно, что в различных секторах экономики цены изменятся по-разному. Конечно, это касается транспорта, энергетики. Но здесь есть большая степень неопределенности, ведь даже в лучшие времена были большие колебания на рынках энергоносителей в мире, цена на нефть колебалась более 100 долларов за баррель и тому подобное. Сейчас, ситуация с пандемией в мире является ключевым фактором в формировании цен в частности на нефть.
У нас к сожалению было много периодов в истории, когда национальная валюта искусственно держалась на одном уровне. Причиной этого было то, что Национальный банк был не слишком ли независимым. От 2015 года, гривна достаточно стабильной валютой, ведь в течение этих лет курс доллара и евро в стране более или менее одинаковым. Поэтому, если украинская власть не будет делать глупых вещей, то у нас есть все основания ожидать усиления гривны за счет экспорта сырья и товаре, как производятся в стране «, — резюмирует специалист.