«Государственные деньги «Большого строительства» требуют проверок и контроля» — эксперт

Поделиться:

В ноябре Офис генпрокурора заявил о том, что проверит программу президента Владимира Зеленского «Большая стройка» на наличие преступлений. Такое поручение якобы дала генпрокурор Ирина Венедиктова.

В Офисе генпрокурора отметили, что информация правоохранителей, обращения граждан и журналистские расследования свидетельствуют о неединичных нарушениях закона и злоупотреблениях во время закупок.
Поэтому Венедиктова порекомендовала прокурорам обратить «особое внимание на законность использования бюджетных средств, предусмотренных на строительство».

Например, из-за дискриминационных требований Государственного агентства автомобильных дорог Украины (Укравтодора) и практики укрупнения тендеров до миллиардных сумм сформировался картель из шести фирм:

  • «Автомагістраль-Південь»,
  • «Онур»,
  • «Ростдорстрой»,
  • «Автострада»,
  • «Техно-Буд-Центр»,
  • «Альтком».

Объединившись осенью 2019 года в Национальную дорожную ассоциацию Украины, эти фирмы поделили между собой 67% всех подрядов Укравтодора на ремонт и строительство дорог.

«Большое строительство» — совместная программа президента Украины и Кабмина, которая предполагает инфраструктурную модернизацию страны. Согласно ей, в Украине должны построить и отреконструировать 6,5 тысячи километров дорог, а также возвести школы, садики, амбулатории и тому подобное. На нее выделили колоссальную сумму: только в 2020-м — около $4,6 млрд.

Резкое увеличение «дорожного пирога» до 100 млрд грн в год — рекорд Украины за все времена. Эта сумма составляет десятую часть всего государственного бюджета Украины. Поэтому у общественности возникает справедливый вопрос – все ли прозрачно в «Большом строительстве»?

Свое мнение на этот счет выразил Юрий Шумахер, совладелец дорожной компании «Ростдорстрой».

«Генпрокурором объявлена проверка дорожной отрасли. Я считаю, что государственные деньги требуют проверок, иначе — это было бы неправильно. Это может послужить многим компаниям, которые работают на рынке. Ведь сегодня на тендеры приходит большое количество компаний, названий которых мы даже не знаем. Поэтому нужно все проверять, чтобы понимать, какие компании могут работать, а какие нет» — говорит эксперт.

Юрий Шумахер заявляет, что Антимонопольный комитет обязан заводить дела по факту проверок, ведь это нормальное антикоррупционное законодательство, которое должно анализировать тендеры и работы по ним.

«Сегодня на рынке присутствуют такие тендеры, на которые уже не могут выходить маленькие компании без опыта, ведь они не соответствуют всем квалификационным требованиям. Но это не значит, что компании, работающие несколько десятков лет и имеющие опыт работы, сговорились.

Кроме того, присутствует конкуренция со стороны иностранных компаний. Ведь раньше они приходили только на международные тендеры, а сегодня уже приходят на государственные. Поэтому мы требуем сегодня от правительства внесения ключевых требований по поводу опыта работы не менее 5 лет на территории Украины. Только в таком случае мы можем защитить своих украинских рабочих от наплывов иностранных компаний», — отмечает специалист.

Юрий Шумахер считает, что еще со времен Ющенко и Януковича, всегда говорили, что дорожная отрасль настолько обширная, что ее нужно вывести за рамки Министерства транспорта. Но только после 2014 года стали на эту отрасль обращать внимание. Позже была создана Ассоциация.

«Мы собрались и решили создать эту Ассоциацию, проанализировав при этом антимонопольное законодательство, чтобы нас не обвинили в сговорах. Наша Ассоциация работает абсолютно прозрачно, все документы есть в открытом доступе.

Каждый заказчик хочет проводить тендер по-своему, но это неправильно. Необходимы проектные решения и одинаковые требования к определенным видам дорог. Поэтому сегодня это больше политический вопрос. Но мы сами хотим, чтобы дорожная отрасль была более защищенной», — резюмировал специалист.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу