«Для украинских чиновников не существует ответственности за неправомерные действия» — эксперт

Поделиться:

На повестку дня Верховной Рады Украины вынесен один из самых дискуссионных законопроектов в сфере экологической модернизации промышленности (№4167 «О предотвращении, снижении и контроле промышленного загрязнения»).

Законопроект №4167 был разработан и подан в ВРУ в порядке выполнения обязательств Украины перед Европейским Союзом, Европейским сообществом атомной энергии и их государствами-членами в рамках Соглашения об ассоциации.

Основные нововведения законопроекта №4167 – это контроль выбросов крупных промышленных предприятий, широкий спектр полномочий по контролю за промышленными выбросами для Государственной экологической инспекции, возможность межгосударственного влияния на выдачу интегрированных разрешений.

Контроль выбросов крупных промышленных предприятий в сферах энергетики, металлургии, химической промышленности. Законопроект предусматривает внедрение «интегрированного разрешения», которое устанавливает конкретные экологические нормативы для предприятий – в частности, уровень предельно допустимых выбросов в атмосферу, условия водопользования, меры по управлению отходами.

Широкий спектр полномочий по контролю за промышленными выбросами для Государственной экологической инспекции (в т. ч. выдача, приостановка или аннулирование интегрированного разрешения).

Возможность межгосударственного влияния на выдачу интегрированных разрешений. Механизм предусматривает, что другие государства, которые могут испытать негативное влияние от выбросов, имеют право подавать в Госэкоинспекцию свои предложения и замечания о целесообразности выдачи интегрированного разрешения украинскому предприятию.

В качестве альтернативного на рассмотрение ВРУ также вынесен законопроект №4167-1, который является более либеральным и сужает спектр прав контролирующих органов.

Оба законопроекта ожидают рассмотрения в Верховной Раде Украины.

Свое мнение по поводу соответствующих законодательных инициатив высказал генеральный директор Центра экологии и развития новых технологий Владислав Антипов.

«У нас больших экологических трагедий не происходило. Были прецеденты разного масштаба, но чего-то серьезного, чтобы ущерб составил 2 млрд долларов — в Украине, слава Богу, не было. Можно вспомнить некоторые претензии, например, к предприятию «АрселорМиттал Кривой Рог», которые составляли, по-моему, 73-75 миллионов гривен, которые, однако, в судебном порядке были сняты. «АрселорМиттал уплатил эти деньги, и потом, в судебном порядке выиграл, и  потом ему эти деньги были возвращены. Недавно, например, комбинат Ильича уплатил 10 млн гривен ущерба за (скорее это была не экологическая проблема, а документарная) не совсем правильное оформление своей деятельности. Но предприятие честно признало этот вопрос, уплатило штраф и устранило данную проблему на будущее. Поэтому, и у нас тоже случаются прецеденты, но настолько серьезных, наверное, за годы независимости не было», — отметил эксперт.

Также он считает, что штрафы за противодействие законным действиям экологической инспекции — мизерны. Их нужно увеличивать. По его мнению, власть должна реформировать экологическое регулирование, в том числе законопроектом 3091 о госрегулировании в сфере экологии. Нужно дать возможность честным чиновникам воздействовать на нечестных бизнесменов. Но, с другой стороны, честные бизнесмены должны иметь возможность защитится от нечестных чиновников.

По мнению эксперта, у чиновников не существует ответственности, если он принимает неправомерные действия. И в соответствующем законопроекте не хватает баланса в границах полномочий чиновников и в инструментах защиты предприятий от незаконных действий контролирующих органов.

«В целом закон — это движение в правильном направлении, но в текущей версии документа есть аспекты, которые позволяют чиновнику без суда, не давая возможности предприятию каким-то образом аппелировать, дает возможность остановить деятельность предприятия, на котором работают тысячи людей, которые платят миллионы гривен налогов. И потом на предприятие ложится бремя доказательства своей невиновности. И даже, если будет доказано, что чиновник ошибся — он получит выговор и продолжит заниматься такой же деятельностью», — добавляет он

Также он рассказал, что против евроинтеграционного законопроекта 4167 (касательно интегрированных разрешений на выбросы загрязняющих веществ для предприятий) выступает Федерация работодателей Украины, «Укрметталургпром» (Ассоциация метталургов Украины), Европейская бизнес-ассоциация. По его мнению, и этот законопроект нуждается в доработке, поскольку те сроки, которые выставляются на достижение европейских нормативов — они просто неподъемны для многих предприятий.

«В Европе экологическая модернизация длилась в зависимости от страны не менее 20-30 лет. При этом на модернизацию предприятия получали деньги часто без каких-либо процентов. Это были госгарантии, или до 1,5%. Сегодня там украинское правительство акредитуется под 5%, предприятия — 6-8%. А в Украине — 15-20%. Чем нужно торговать, чтобы брать кредиты под такие проценты?», — констатировал эксперт.

 

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу