Локализация при публичных закупках продукции машиностроения уже вскоре может заработать в Украине. На этой неделе депутаты планируют принять соответствующий законопроект и это уже не первая попытка, сообщает «Первый Деловой».
Ранее в экспертной среде и политикуме неоднократно критиковали законодательные инициативы, отмечая, что документ, призванный поддержать отечественного производителя, содержит юридические недостатки, коррупционные риски и на самом деле противоречит принципам публичных закупок в Украине.
В настоящее время чиновники уверяют: документ усовершенствовали и достигли компромисса во время консультаций с Евросоюзом, ранее выступавшим против принятия законопроекта о локализации.
Авторы законопроекта указывают, что государство ежегодно тратит на публичные закупки около 600 млрд грн — 40% этой суммы идет на импортные товары. Во многих других странах эта сумма значительно меньше.
К примеру, в ЕС доля импорта в публичных закупках составляет 8%, в США – 5%. И требование локализации во многих европейских странах – это распространенная практика для поддержки отечественного производителя. Потому что из-за засилья импорта при публичных закупках страдает, прежде всего, украинское машиностроение.
Поэтому если законопроект о локализации депутаты примут — иностранные предприниматели, которые хотят продавать государству, скажем, автобусы или вагоны, должны построить производство в Украине, а значит и создать новые рабочие места, приобрести комплектующие у украинских предприятий. Локализация не будет распространяться на компании из стран-подписантов соглашения о публичных закупках, в частности ЕС и США.
Однако для 80% публичных закупок продукции машиностроения, в том числе из Китая, Беларуси и Турции, не подписавших соглашение, локализация будет работать. И она будет касаться железнодорожного, городского транспорта, коммунальной техники, энергетического машиностроения и аэроспейса.
В доработанном документе в первый год действия закона предусматривается требование локализации на уровне 10% с последующим ежегодным увеличением на 5%. Рост требования локализации остановится на отметке 40% обязательного производства в Украине и будет оставаться до конца 10-летнего срока действия закона.
Напомним, в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №3739 «О публичных закупках» о создании предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности», который предполагает требование по локализации производства техники в Украине на уровне 25-40% на начальном этапе.
В нашей студии эксперт Кирилл Новиков высказал мнение по поводу закона о лаколизации: «Локализация машиностроения при госзакупках: патриотическая идея или поддержка олигархов?»