Нынешнее руководство «Укрзализныци» в своей попытке вновь монополизировать рынок активно использует демпинг, максимально занижая на аукционах ставки грузоперевозок – в прошлом, самого прибыльного направления монополиста.
По мнению экспертов, такие действия могут привести не только к монополизации рынка, но и к увеличению финансового дисбаланса УЗ (по оценкам руководства, убытки предприятия в 2020 году могут составить до 14 млрд грн), существенному сокращению инвестиций в пассажирские перевозки, и, что самое опасное, в путевое хозяйство и другую железнодорожную инфраструктуру.
Кроме того, занижение стоимости вагонов в тарифе на грузоперевозки связывают с прошедшими недавно аукционами на почти 1,5 млн грузоперевозок, который состоялся 18 января по «голландской» схеме.
На аукционе было разыграно 13 лотов на 780156 вагонопогрузок. Их выиграла компания «Метинвест-Шиппинг» по самой низкой ставке — 480 гривен за вагон. На следующий день УЗ разыграла еще 13 лотов (780 156 вагонопогрузок), 8 из которых снова оказались в руках «Метинвеста».
По мнению частных операторов железнодорожного грузового подвижного состава, входящих в Украинский Логистический Альянс, решение руководства УЗ по установлению минимальных ставок на использование полувагонов на голландских аукционах ProZorro-Продажи является демпингом и злоупотреблением монопольным положением.
Станислав Гвоздиков, руководитель общественной организации «Развитие инфраструктуры», говорит о ситуации так:
«Я считаю, что о демпинге тут не стоит говорить. Мы говорим о голландском аукционе, он не повлияет на ситуацию».
В краткосрочной перспективе, как говорят участники рынка, может и проявится вся эта ситуация, а вот в долгосрочной – нет. «Метинвест» — существующий участник рынка. Эксперт говорит, что всем участникам рынка придется подстраиваться под ситуацию.
«Какое отношение имеет владелец вагонов в грузоотправителю? Тут вопрос привлекательности бизнеса – да, это я понимаю. В итоге, каждый будет решать свои проблемы», – говорит эксперт.
По его словам, новой команде УЗ поставили жесткие рамки, и компания развивается в рамках поставленных задач. Все остальное – частные интересы различных компаний, которые нельзя рассматривать как систему.
«Эта история – она вечная. Всегда будут какие–то жалобы. Частникам не нравится, что УЗ вошла в рынок и чуть снизила спрос на их услуги», – говорит эксперт.
По его мнению, в долгосрочной перспективе ничего не изменится. Спрос как был на ж/д перевозки, так и будет.
Больше интересной информации по вопросу железнодорожных перевозок, тонкостям и нюансам использования вагонов Станислав Гвоздиков рассказал в эфире «Первого Делового».
Ранее сообщалось, что «Укрзализныця» будет превращать вокзалы в торговые центры.
Также мы писали и о том, что «Укрзализныця» тратит деньги на сомнительные тендеры.